Саратовский областной
музей краеведения
12 августа 2022 г.X
ПнВЫХОДНОЙ
Вт10.00–18.00
Ср10.00–18.00
Чт10.00–19.00
Пт10.00–18.00
Сб10.00–19.00
Вс10.00–18.00

Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия

Льготное посещение

22 ноября 2012 г.
Приглашаем на презентацию выставки "Завокзалье. Гришинские родники"

27 ноября в 16.00 в Саратовском областном музее краеведения состоится презентация выставки «Завокзалье. Гришинские родники».

Данная выставка подготовлена в рамках проекта «Атлас рима. Руководство саратовскому водохлёбу». Во время презентации проекта авторы обосновали его необычное название, подчеркнув, что «рим» в нашем случае – собирательный образ города, обильно снабжаемого чистой водой из естественных источников.

Подобием римских акведуков в Саратове был деревянный водопровод Василия Васильевича Гришина. В начале ХIХ века, во время губернаторства Панчулидзева, проблема с водой в Саратове была колоссальная: народ пил воду из Волги, её возили бочками, продавали за деньги. Население при этом страдало как от нехватки воды, так и от разного рода кишечных эпидемий. Приезжими инженерами разрабатывались масштабные проекты по устройству водопровода, однако у городских властей денег на их строительство не хватало. В.В. Гришин, частный пристав городской полиции, придумал проложить в город от родников, выбивающих со склонов Лысой горы, деревянный самотёчный водопровод и вложил в него свой личный капитал. Город тогда получил чистейшую воду, которая поступала на городские площади, собиралась в специальные бассейны, и все пользовались ею бесплатно. По семейному преданию, городская дума в 1845 году передала в «потомственное пользование Гришину, под разведение плодового сада, ту именно землю, из недр которой Гришин провел в город воду; расположена она в котловине гор, за единоверческим кладбищем». На этом участке у Василия Васильевича был двухэтажный деревянный дом. Однако со временем подвиг частного пристава в отставке оказался незаслуженно забыт. Когда город разросся, от деревянных акведуков пришлось отказаться – англичане, устроившие волжский напорный водопровод, поставили на месте бассейнов фонтаны, хотя подачу воды к ним так и не наладили. Как-то незаметно пропали и эти сухие чугунные чаши. С тех пор Саратов вновь пьёт волжскую воду, которая, конечно, очищается, но «римское право чистой воды» городом всё же утеряно…

Во время экспедиции, которую провела рабочая группа проекта, были обследованы родники на склонах Лысой горы и сделана попытка проследить вероятный путь, по которому проходил первый деревянный водопровод, который долгие годы называли «Гришинским». На выставке представлены фотографии, сделанные в ходе экспедиции, а также брошюра А.И. Жеребцова «Василий Васильевич Гришин (саратовский гражданин и устроитель первого в Саратове водопровода)», изданная в Саратове в 1911 году. В ней, в частности, приводятся слова, сказанные В.В. Гришиным городскому голове и занесенные в журнал Городской Думы от 1844, о том, что «…помышляя 12 лет о средствах открыть источник воды, который оживил бы жителей, претерпевающих от недостатка воды, теперь мысль эту он осуществил, провел водопровод проложением подземных труб, но что труды свои в сем деле считает ни во что, ибо Саратов его родина, для которой он, как и всякий гражданин, по врожденному уже чувству, обязан делать полезное по силе своих способностей». Страницы этой брошюры посетители смогут «перелистать» в электронной книге. Кроме того, на выставке демонстрируются фрагменты деревянных труб Гришинского водопровода из фондов Саратовского областного музея краеведения, найденные при строительных работах на улице Железнодорожной, 63 в начале 1960-х годов. Участники экспедиции подготовили мультимедийную презентацию. Она дает возможность не только увидеть один из родников Завокзалья, который предлагается назвать «Гришинским», но и услышать звуки его голоса.

На выставке впервые будет представлен логотип проекта, в основу которого положена именная печать В.В. Гришина.

На презентации можно будет задать вопросы автору проекта Игорю Сорокину и членам рабочей группы – сотрудникам музея.