14 мая 2012 г.
Передвижная выставка "Голод..."
|
15 мая в 12.00 в XI корпусе Саратовского государственного университета состоится презентация передвижной выставки "Голод..." – совместного проекта Саратовского областного музея краеведения и архивов области. Основная цель выставки – представление уникальных материалов, раскрывающих малоизученные страницы российской истории и характеризующих драматические, а порой трагические события «голодных» лет в Поволжье.
|
Саратовский областной музей краеведения экспонирует на выставке предметы из Музея Голода, открытого в Саратове в 1922 г. Многие исследователи долгие годы считали их безвозвратно исчезнувшими. В музее были собраны живые свидетельства и документы, воссоздавшие страшную картину бедствий. Это суррогаты пищи, плакаты, воззвания, периодические издания, фотографии, запечатлевшие ужасы глода.
На выставке представлены документы о голоде 1932-33 гг. из рассекреченных фондов Государственного архива Саратовской области и Государственного архива новейшей истории Саратовской области.
Выставка начинается с материалов о бедствиях дореволюционных лет: голоде 1873, 1891-92, 1898-99, 1907 годов.
Центральную часть выставки занимают хранящиеся в СОМК материалы уникальнойколлекции Музея Голода.
В 1921 г. жесточайший голод охватил 37% всего населения Саратовской губернии, а весной 1922 г. – 68%. Летом 1921 г. Саратовская губерния была освобождена от уплаты налогов в пользу центра. Эти средства шли на помощь голодающим. Была создана губернская комиссия помощи голодающим, в губернию поступала помощь из Белоруссии и Украины, а также губерний, не охваченных голодом. О бедствиях на Волге в 1920-е годы знала широкая международная общественность, от голодной смерти было спасено 3,5 млн. человек. Существенную поддержку оказали общества Красного Креста, Американская администрация помощи (АРА), Международный союз помощи детям (МСПД) во главе с известным полярным исследователем Ф. Нансеном.
О трагедии голода 1932-33 гг. долгие годы запрещалось даже упоминать. Материалы были недоступными ни для историков, ни для общественности. Об ужасах голода нет информации и в официальных документах тех лет. Газеты сообщали об успехах первой пятилетки, энтузиазме крестьян, социалистическом соревновании между Нижне-Волжским краем и Северным Кавказом.
Развернувшаяся в стране индустриализация требовала больших закупок оборудования за границей. Получить валюту можно было лишь в обмен на хлеб. Вывоз хлеба за границу возрастал с каждым годом, возникли серьезные продовольственные трудности, голод начинался даже в зернопроизводящих регионах: в Поволжье, на Северном Кавказе, на Украине.
В результате рассекречивания архивных документов стало ясно, что эпицентр голода в Нижне-Волжском крае находился на территории Саратовской области и кантонов Республики немцев Поволжья. У крестьян, помимо плановых хлебозаготовок, отбирали заработанный хлеб, вывозили семенное зерно. Ужасающую картину происходящего в Саратовской губернии дают документы исполкома Саратовского городского Совета. Это введение карточной системы, сокращение норм выдачи по ним, задержка заработной платы, стремительный рост цен на рынках… Внеочередные донесения начальника оперотдела Саратовской милиции рассказывают о фактах опухания от голода, увеличения смертности беспризорных, кражи трупов животных из скотомогильников, случаях трупоедства и людоедства, массовых нападений на зернохранилища и склады. О вымирании населения Поволжья тех лет свидетельствуют записи из актовых книг отделов ЗАГС.
Передвижную выставку «Голод…» дополняет сенсорный киоск, в котором практически в полном объеме представлена вся уникальная музейная коллекция по этой теме.