|
25 ноября в Саратовском областном музее краеведения открылась выставка «Драгоценные узоры». На ней представлены 137 памятников декоративно-прикладного искусства и письменности XIV-XX веков из собрания Государственного Исторического музея (г. Москва). Эта уникальная выставка – одно из самых значительных событий в череде мероприятий, посвященных 125-летию музея краеведения.
Уникальные экспонаты из отделов драгоценных металлов, рукописей и старопечатных книг, стекла и керамики, тканей и костюма, металла представляют Исторический музей как собрание выдающихся художественных памятников XIV-XX вв., созданных не только в России, но и на территории Европы и Азии.
Золото издавна применялось в украшении изделий из серебра, бронзы, меди, других недрагоценных сплавов, изделий из дерева, керамики, кожи, текстиля, таких экзотических материалов, как панцирь черепахи или акулья кожа (галюша). Золото использовалось в орнаментальных заставках рукописей, расцвечивании рукотворной или печатной миниатюры, в оформлении драгоценных переплетов книг.
|
|
Роспись золотом как особый художественный прием находила широкое применение в деятельности художников стеклянных и фарфоровых заводов.
Все представленные предметы декорированы золотыми или позолоченными узорами, все отвечают высоким требованиям, предъявляемым к произведениям искусства.
По характеру и предназначению раритеты можно разделить на две большие категории: предметы религиозного и светского характера. Наиболее древним из экспонатов является пергаменный лист из уникальной хоровой книги XIV в., созданной в Италии. Самыми поздними памятниками могут считаться серебряные позолоченные братина и ковш, изготовленные с применением витражной эмали в Москве в 1980-х гг. ювелиром Евгением Сарыкиным.
|
|
Французские и бельгийские «Часовники» XV в., русские богослужебные рукописные и печатные книги XVII в., образец персидской любовной лирики XVII в. «Юсуф и Зулейха» демонстрируют талант неизвестных миниатюристов, сумевших создать изысканнейшие орнаменты и многофигурные композиции, расцвеченные сверкающим золотом. Церковные письменные памятники соседствуют с серебряными потирами, дискосами, напрестольными крестами, покрытыми резными или чеканными позолоченными узорами. Особой нарядностью отличаются цветочные композиции, расположенные на оттеняющем их мелкотравном черневом фоне «яблока» – части церковного светильника-паникадила.
Предназначенные к экспонированию памятники светского характера уступают образцам церковного искусства в древности происхождения, но превосходят их в разнообразии форм и способов создания покрывающих их драгоценных узоров. Изделия из драгоценных металлов и недрагоценных сплавов демонстрируют все известные в XVI-XX вв. виды золочения: огневое, листовое, гальваническое, плакированное.
|
|
Многие изделия замечательны не только высочайшим уровнем художественного исполнения. Среди выставленных в музее сокровищ есть ценнейшие памятники российской истории. Серебряная братина с крышкой принадлежала княгине Марфе Михайловне Сулешевой – родной тетке царя Михаила Романова. На некоторых предметах есть надписи с именами их владельцев. Один из серебряных ковшей принадлежал тобольскому воеводе А.А. Голицыну, а затем его внуку – князю Василию Голицыну, фавориту царевны Софьи. В витрине рядом с образцами западноевропейских рукописных книг можно увидеть футляр и очки, хозяйкой которых, по некоторым сведениям, была императрица Екатерина II. Многие бытовые предметы отмечены узнаваемыми знаками исторической эпохи: портрет российского императора Александра I изображен на табакерке, а Николая I – на крышке карманных часов, изготовленных в память его кончины.
Золоченая художественная бронза представляет все разнообразие предметов интерьера: осветительные приборы, декоративные вазы, предметы украшения камина и письменного стола, накладные детали декорировки мебели.
|
|
Высочайший художественный уровень росписи золотом по стеклу отличает представленные на выставке изделия, созданные в России на Императорском стеклянном заводе в конце XVIII – начале XX в. Разноцветное стекло, замысловатые узоры, прихотливые формы делали стаканы, графины и вазы исключительно нарядными, а убранство праздничного стола – дорогим и торжественным.
Особый интерес зрителей, несомненно, вызовет «золотное» шитье, украшающее головные уборы, платки, накосники жительниц центральных губерний России, а также Тверского и Вологодского края второй половины XVIII – середины XIX в. Представлены кокошники разных форм и парадные шали с роскошной вышивкой золотными нитями.
|