17 июля в Саратовском областном музее краеведения открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения выдающегося российского архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля – одного из ярчайших представителей русского модерна.
Экспозиция создана на основе материалов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева (Москва), Саратовского музея краеведения и коллекции подлинных предметов из семьи Шехтелей, сохраняемой московскими потомками архитектора. Она включает и материалы саратовского периода жизни будущего архитектора.
|
|
Ф.О. Шехтель – один из создателей нового направления в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков, творец наиболее изысканных зданий, построенных в стиле модерн в Москве и других городах России. С 1906 по 1922 гг. он был бессменным председателем Московского архитектурногоо общества, участником всех состоявшихся в России с 1892 по 1912 гг. архитектурных съездов. С 1908 г. являлся членом комитета по устройству международных конгрессов архитекторов, был Почётным членом Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
Ф.О. Шехтель получил признание еще при жизни. Его талант был востребован в среде просвещенного купечества и промышленников. В числе его многочисленных заказчиков были великие финансисты и меценаты своего времени – Савва Мамонтов, братья Рябушинские, династия Морозовых и др.
|
Федор (Франц-Альберт) Шехтель родился в Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 г. Но именно в Саратове семья Шехтелей прожила большую часть жизни. Здесь прошли детство и отрочество знаменитого архитектора.
Шехтели, выходцы из Баварии, переселились в Саратовское Поволжье в конце XVIII века, при Екатерине II. С 1820-х годов богатая купеческая семья из немецкой колонии обосновалась в Саратове. Помимо торговой и предпринимательской деятельности Шехтели сыграли заметную роль в развитии театрального искусства в Саратове.
В Саратове Фёдор Шехтель учился в первой мужской гимназии (1871-1873), в подготовительном училище при Римско-Тираспольской католической семинарии (1873-1875), затем в Москве, на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ).
Свою творческую деятельность он начинал в сфере массового искусства, работая художником-оформителем в юмористических журналах.
До начала 1890-х годов много работал в театре, создавая декорации к спектаклям и эскизы костюмов для Большого Драматического театра, а впоследствии и Николая II, и для народного театра «Скоморох», руководителем которого был известный антрепренёр Михаил Валентинович Лентовский, уроженец г. Аткарска Саратовской губернии, когда-то начинавший свою деятельность в шехтелевском театре в Саратове. Вместе с ним принимал участие в оформлении коронационных торжеств Александра
|
|
В полной мере талант Ф.О. Шехтеля раскрылся в архитектурной деятельности. Он сумел создать богатую палитру новых типов зданий, ставших характерными для перелома XIX-ХХ веков.
Первой самостоятельной постройкой молодого архитектора, непревзойденным шедевром стал особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве (1893-1895), построенный по заказу богатейшего и известнейшего в России предпринимателя и мецената С.Т. Морозова.
Особняк С.П. Рябушинского стал первым сооружением, созданным Шехтелем для представителя одной из самых крупных не только в Москве, но и в России купеческих династий. Кроме особняка зодчий спроектировал для Рябушинских здания банка (1903) и типографии «Утро России» (1907).
|
За проект павильонов Русского отдела на Международной выставке в Глазго в 1901 г. Императорская Академия художеств удостоила Ф.О. Шехтеля звания академика архитектуры.
В спроектированном Ф.О. Шехтелем здании Ярославского вокзала в Москве воплотилась идея создания своеобразного символа России.
Среди многочисленных архитектурных проектов есть и выполненные на Саратовской земле. По заказу купцов Мальцевых Ф.О. Шехтелем была спроектирована Свято-Троицкая церковь в с. Балакове. Он получил право постройки этой церкви, победив в 1909 году в конкурсе Московского архитектурного общества. Среди его участников были многие известные архитекторы, в том числе А.В. Щусев.
По эскизам Шехтеля выполнено оформление фасада и интерьеров особняка Паисия Мальцева в Балакове. В Саратове Ф.О. Шехтелем был спроектирован особняк К.К. Рейнеке на улице Соборной, 22 (1912). Здание безусловно является одной из жемчужин саратовской архитектуры. Возможно, среди построек рубежа XIX-XX веков в Саратовском крае есть и другие, к которым прикоснулась рука мастера.
Работая в Москве, архитектор поддерживал личные и творческие связи со многими земляками-саратовцами. Среди них – выдающиеся представители саратовской художественной школы В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин, А.Т. Матвеев.
|
|
На открытии выставки с приветственным словом выступил заместитель министра культуры области В.А. Баркетов. Он подчеркнул, что творчество Ф.О. Шехтеля остается предметом гордости саратовцев, и выразил благодарность сотрудникам архитектурного музея им. Щусева за проделанную ими работу.
|
|
Слова глубокой признательности были сказаны и в адрес присутствовавших на церемонии потомков Шехтеля – правнучки Киры Сергеевны Лазаревой-Станищевой и её сына Федора Ращевского, которые с готовностью откликнулись на просьбы о содействии и предоставили ценнейшие экспонаты домашней коллекции на все время работы выставки.
|
|
О работе над экспозицией рассказали А.В. Фирсова из музея архитектуры и автор выставки – заместитель директора СОМК по научной работе О.Л. Горбунова. Для расширения экспозиционного пространства на выставке используются современные технические средства, а новые витрины были оперативно и профессионально выполнены производственным объединением «РАДУГА-ЛИК» г. Рязани.
|
|
Хочется отметить атмосферу искренней заинтересованности собравшихся и полное удовлетворение результатами совместной деятельности. Выставка, несомненно, воскресит интерес саратовцев к личности одного из самых замечательных наших земляков. Она предоставит уникальную возможность рассмотреть изысканные детали стиля, известного во всем мире как русский модерн, увидеть на старинных фотографиях прекрасные одухотворенные лица.
|
|
Знакомство с выставкой требует некоторой сосредоточенности, которая будет вознаграждена радостью от встречи с поистине завораживающим миром неповторимой русской архитектуры.
|