24 ноября 2017 г. в Саратовском областном музее краеведения прошёл семинар для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Его темой стала реализация государственной программы «Доступная среда» в музее краеведения. В семинаре приняли участие 24 педагога из средних учебных заведений города и области. Они ежедневно работают с детьми, у которых есть различные физические и ментальные отклонения. Основной задачей семинара было знакомство педагогов с возможностями музея по работе с такими учащимися. Научные сотрудники музея рассказали о том, как реализуется программа «Доступная среда», о том, что музей полностью доступен для инвалидов-колясочников, а также для слабовидящих и слепых посетителей. Особое внимание было уделено культурно-образовательным программам, в которые входят адаптированные экскурсии и лекции по различным коллекциям, экспозициям и выставкам музея.
Педагогов проинформировали о механизмах взаимодействия с музеем, о возможности организации выездных Дней музея в учебных учреждениях. Было отмечено, что с апреля 2017 для групп, с которыми заключен договор о сотрудничестве, введен дополнительный день бесплатного посещения. Это дает возможность выбрать максимально удобное время для экскурсий.
Затем для педагогов были проведены практические занятия. Они проходили в экспозиции «История Саратовского края с древнейших времен до начала ХХ века» и в отделе природы. В ходе занятий участники познакомились с методикой проведения экскурсий для детей с ограниченными возможностями. Им были представлены специально изготовленные рельефно-графические изображения, реплики музейных предметов, макеты, сборно-разборные модели и другие методические пособия. Музейные сотрудники подчеркнули, что выбор тем для занятий и экскурсий достаточно широк. Кроме того, по предварительным заявкам в музее могут адаптировать практически любую тему.
В завершение семинара был проведен круглый стол, в работе которого принял участие директор музея Е.М. Казанцев. Педагоги активно делились впечатлениями о представленных занятиях и рассказывали об уже имеющемся опыте сотрудничества. Присутствующие отметили хорошую оснащенность и доступность музея, разнообразие тем и высокий уровень подготовки сотрудников. Многие выступающие говорили о положительном воздействии музейных занятий на развитие и социализацию учащихся. Среди главных проблем, препятствующих более активному взаимодействию, называлось отсутствие специального транспорта и финансирования посещения музеев.
Для участников семинара в музее составили специальную анкету. Ответы педагогов на ее вопросы будут учитываться при разработке новых программ и планов занятий с детьми.