Саратовский областной
музей краеведения
22 ноября 2024 г.X
ПнВЫХОДНОЙ
ВтСАНИТАРНЫЙ
ДЕНЬ
Ср10.00–18.00
Чт10.00–18.00
Пт10.00–18.00
Сб10.00–19.00
Вс10.00–18.00

Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия

Льготное посещение

Выставка
Выставка "НЭП. Саратов. Отражение времени"

24 сентября в Саратовском областном музее краеведения открылась выставка «НЭП. Саратов. Отражение времени». Она проходит в рамках Международной научной конференции «НЭП в истории культуры: от центра к периферии», проводимой Институтом филологии и журналистики СГУ совместно с отделом новейшей русской литературы Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Одно из заседаний конференции проходило в музее, среди экспонатов, рассказывающих о ярком периоде в истории страны и края – эпохе Новой экономической политики. Открытие выставки стало запоминающимся событием этого научного форума. Вся обстановка зала как бы иллюстрировала содержание докладов, с которыми выступали участники конференции.

Презентация выставки началась с театрализованной исторической зарисовки: две молодые дамы из «новой буржуазии» неспешно беседовали о жизни. При этом одна из них лениво перебирала клавиши рояля, временами напевая про «бублички» и «торговку частную». Картинка резко изменилась с появлением энергичной комсомолки в красной косынке и с местной газетой в руках. Не теряя времени даром, она начала агитировать за вступление в МОПР и осуждать недостатки в устройстве городского освещения.

 

Нашлись и общие для всех дам интересы: в газете упоминалось об открытии нового мануфактурного магазина. Сценка, во время исполнения которой прозвучала ещё одна колоритная песенка того времени, была принята публикой с одобрением, многие стремились запечатлеть происходящее при помощи фотоаппаратов и мобильных телефонов.

 Затем к собравшимся с приветствием обратился директор музея, Евгений Михайлович Казанцев. Он поздравил всех с успешным началом конференции и открытием выставки и подчеркнул значение совместной работы музея и классического университета. Заместитель министра культуры В.А. Баркетов отметил актуальность темы и непреходящий интерес к ней, выразив уверенность, что выставка окажется востребованной и привлекательной для саратовцев. От имени организаторов конференции выступила И.Ю. Иванюшина, доктор филологических наук, профессор СГУ. Она поблагодарила устроителей выставки за профессионализм и создание узнаваемой атмосферы НЭПа и выразила искреннее восхищение необычным способом презентации и актерскими возможностями творческой группы.

 

Наталия Васильевна Корниенко – член-корреспондент РАН, зав. отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, доктор филологических наук – отметила значение краеведения для литературы 1920-х годов, напомнив, что многими замечательными произведениями мы обязаны именно склонности их авторов к краеведческим изысканиям и способности сохранить и воспроизвести черты эпохи.

 

Гости с увлечением выслушали рассказ автора выставки, Л.А. Войтенко, о представленных экспонатах и о жизни Саратова в годы НЭПа. Она отметила, что эпоха создала самобытный и весьма колоритный облик Саратовской губернии. На выставке представлены материальные свидетельства этого времени: документы, фотографии, предметы быта, одежда, плакаты, афиши, журналы и книги.

В 1921-22 годах новая экономическая политика в Саратовской губернии не принесла ощутимых результатов. Это связано с такими кризисными явлениями, как разразившийся тяжелейший голод и повстанческое крестьянское движение, зачастую переходящее в бандитизм. О реальных изменениях можно говорить лишь с началом 1923 года.

Реорганизация предприятий сопровождалась закрытием многих производств и привела к значительной безработице. В конце 1923 г. в Саратове насчитывалось около 20 тыс. безработных. 

 

Начали формироваться государственный, кооперативный и частный секторы торговли. На выставке представлены образцы продукции и рабочие инструменты кустарных артелей. К 1925 г. в губернии было около двух тысяч кооперативных объединений. Появились новые рабочие места, надежда на постоянный заработок, возможность приобрести товары повседневного спроса и даже позволить себе некоторые излишества. Это привело к изменению облика города и его жителей.

Выставка воссоздает картину жизни людей, занятых повседневными делами и наслаждающихся доступными удовольствиями. Типологические реконструкции «Городская улица», «Фотоателье», «Ателье по пошиву одежды», «Коммунальная кухня», «Ресторан» позволяют увидеть городскую жизнь с ее обитателями более реальной и живой. 

 

Многие современные саратовцы впервые увидят на выставке частичку жизни в «коммуналке». Обитание нескольких семей под одной крышей когда-то воспринималась как нечто совершенно нормальное. Никого не пугало множество электросчетчиков, расписание уборки мест общего пользования, общий телефон в передней и исписанные вокруг него обои. На входной двери красовался список фамилий с пометками: «звонить три раза», «стучать раз, но сильно», «два долгих звонка, один короткий». На общих кухнях шумели примусы и керосинки. Печи топили дровами. Стирка была нелегким предприятием: белье кипятили в баках или котлах на печках, гладили утюгами, которые нагревались на плите или угольями изнутри.

 

В одной из витрин показан уголок модного ателье. Дефицит тканей не мешал мастерицам воспроизводить лучшие образцы женской одежды из журналов и осуществлять собственные замыслы. Мода начала 1920-х годов связана с появлением нового типа платья – рубашки прямого покроя с низкой линией талии. Платья и юбки стали короче. Остро модными стали ботинки на шнуровке, лиса или песец на одном плече, маленькие, надвинутые на глаза шапочки. В мужском костюме фаворитами стали ботинки «шимми», или «джимми», и брюки «оксфорд» – короткие, до щиколотки, и узкие. Все эти вещи входили в престижный набор одежды. Утратили популярность кожанки. Это стало признаком демилитаризации повседневной жизни. Активным натиском на нэпманскую моду явилось появление юнгштурмовки – гимнастерки с отложным воротником, карманами по бокам и на груди.

Двадцатые годы стали своеобразным рубежом и в фотографии. В прошлое ушли фотографии на роскошных паспарту с золотым тиснением. Скромное серенькое паспарту еще сохраняется какое-то время, но к концу 1920-х уступает место фотографии без указания каких-либо выходных данных – сказывается начавшаяся национализация «фотографических заведений». Групповые фотографии 1920-х годов отражают тягу к коллективизму, на них появляются безликие «группы», иногда с «главным лицом» в центре.

Выставка рассказывает и о культурной жизни города в годы НЭПа. Это был яркий калейдоскоп всевозможных творческих поисков. Художественные коллективы находились в жестких условиях самоокупаемости и ограниченных дотаций. Зато кинематограф переживал период смелых и интересных экспериментов. Кино было любимым и наиболее доступным развлечением горожан. В 1925 г. в Саратове работали 10 кинотеатров.

Среди нэпманов распространилась мода на посещение ресторанов. Представленная на выставке реконструкция ресторанного столика вызывает в памяти бессмертные строки: «Ешь ананасы, рябчиков жуй…».

Выставка не только позволит вам ощутить аромат эпохи НЭПа, она предоставит редкую возможность увидеть любопытные мелочи, которые остаются незамеченными при просмотре фильмов или спектаклей. Кроме того, в зале в режиме нон-стоп демонстрируются ставшие классикой фильмы «Папиросница из Моссельпрома» и «Поцелуй Мэри Пикфорд».

При создании выставки использованы материалы из фондов Саратовского областного музея краеведения, а также фотоматериалы различных изданий.