23 мая в музее состоялась презентации камерной выставки «Мосты, объединяющие нас». Она подготовлена в рамках проекта музеев Приволжского федерального округа «Истоки. Рожденные на Волге». Основная часть выставки рассказывает про автодорожный мост через Волгу, соединивший Саратов и Энгельс. Он является одним из главных символов современного Саратова. В 1960-е годы этот мост был крупнейшим в Европе.
В соответствии с постановлением Совета министров СССР в 1956 году «Трансмостпроект» Министерства транспортного строительства СССР получил задание по разработке проекта саратовского автодорожного моста. Открытие нового транспортного сообщения позволяло осуществить зерновые перевозки с освоенных целинных земель в центральные районы, укрепить внутриэкономические и внешнеполитические связи области.
Утвержденный в марте 1958 года проект строительства автодорожного моста под руководством инженера В.М. Иодзевича был признан одним из уникальных в мостостроении. Экспериментальный мост почти полностью конструировался из железобетонных элементов. Его протяженность - 2803,7 метров, ширина - 15 м; имеется четыре автополосы и два тротуара для пешеходов. Мост установлен на 39 мостовых опорах; длина судоходных пролетных строений превышает 160 метров.
По проекту продольный профиль моста имел переменную высоту. Приподнятая часть со стороны Саратова обеспечивала прохождение пароходов и высокогабаритных судов. А ближе к энгельсской стороне шло плавное снижение высоты. Практически у середины моста имеется спуск к Покровскому острову, который был искусственно намыт после завершения строительства для создания пляжной зоны отдыха. Поэтому мост визуально выглядит «горбатым».
Основные работы по строительству моста выполнял мостостроительный отряд № 8 Строительного управления № 3 Производственного комитета транспортного строительства СССР. Срок сдачи сооружения в эксплуатацию был намечен на 1960 г.
Уже в сентябре 1958 г. начались подготовительные мероприятия. На энгельсском берегу началось строительство индустриальной базы с заводами по выпуску бетона для изготовления железобетонных конструкций, мостовых опор, что позволило сократить транспортные расходы и ускорить строительство. Установка опор была начата в 1959 г. При погружении железобетонных опор на дно реки учитывалось сложное строение грунта, впервые был использован бескессонный метод установки свай диаметром 5 метров. По новому методу сваи с помощью вибропогружателей устанавливались в дно реки и сверху «одевались» бетоном. Это позволило значительно снизить стоимость строительства. Инженеры, разработавшие передовой способ установки опор, были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.
Строительство моста Саратов - Энгельс было ударной комсомольской стройкой. 80 % строителей составляли комсомольцы и молодежь, на сооружении моста работали 12 комсомольско-молодежных бригад. По проекту пролеты моста состояли из 66 балочных строений – «вставок» длиною 20 и 70 метров, из четырех парных решетчатых ферм «птичек» длиною 166 метров, а также 10 соединяющих «птички» подвесок длиною 46 метров. Конструкции пролетных строений выкатывались на плавучие опоры и по воде доставлялись к месту установки. Некоторые металлоконструкции изготовили на предприятиях города.
В начале 1965 г. наиболее масштабные работы по монтажу были окончены. Для освещения были установлены 162 фонаря на мосту и 132 на подходах к нему. Первые испытания моста были начаты 13 июня 1965 г. Для проверки прочности было одновременно использовано 250 полностью загруженных грузовиков. 10 июля автодорожный мост был принят к эксплуатации.
11 июля 1965 г. состоялся многочисленный митинг, посвященный открытию движения. Перерезал ленту при открытии моста первый секретарь обкома КПСС А.И. Шибаев. Ленты и ножницы поступили в фонды музея и представлены на выставке.
Строительству автодорожного моста через Волгу был посвящен художественный фильм «Строится мост», выпущенный на экраны в мае 1966 года. В фильме снимались Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Людмила Гурченко, Олег Даль, Олег Ефремов и другие актеры московского театра «Современник».
С развитием экономики и ростом транспортного потока потребовалось строительство новых мостов. На выставке экспонируются фотографии мостового перехода через Волгу у села Пристанное, открытого 9 апреля 2000 года, и моста через судоходный канал в г. Балаково, который был открыт в декабре 2015 и получил название «Мост Победы».
Участниками презентации и первыми посетителями выставки стали учащиеся школы № 9.