Саратовский областной
музей краеведения
25 ноября 2024 г.X
ПнВЫХОДНОЙ
ВтСАНИТАРНЫЙ
ДЕНЬ
Ср10.00–18.00
Чт10.00–18.00
Пт10.00–18.00
Сб10.00–19.00
Вс10.00–18.00

Последний вторник каждого месяца – санитарный день

Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия

Льготное посещение

30 сентября 2024 г.
Яков Мамин. Жизнь и творчество изобретателя

В 2024 году старейшее предприятие города Балаково – Волжский дизель братьев Маминых – отмечает двойной юбилей: 150-летие основателя завода Якова Васильевича Мамина и 125-летие завода.

Эти даты важны для жителей всего города, ведь завод, действующий с 1899 года по сей день, стал родным для многих поколений балаковских машиностроителей.

К этим событиям Музей истории города подготовил выставку «Яков Мамин. Жизнь и творчество изобретателя», которую можно увидеть с 28 сентября 2024 года. Она расскажет о трудном пути изобретателя-самоучки Якова Васильевича Мамина и о его соратниках – младших братьях и сыновьях.

Яков Мамин, старший ребенок в семье Василия Мамина, управляющего поместьем В.Г. Кобзаря, родился 18 октября 1874 г. Он не окончил и трех классов начальной школы – пришлось рано начать трудиться. Уже в 14 лет он стал учеником изобретателя Федора Блинова. Бывший волжский бурлак, Федор Блинов работал над созданием «самохода на бесконечно движущихся рельсах». Машина строилась тайно. Монтировался самоход в сарае, куда посторонним входить запрещалось. Среди участников создания был и Яков Мамин. Испытания прообраза гусеничного трактора завершились, а вот купить его никто не захотел. Получив этот важный опыт, юноша решил, что нужно создать более простую машину: легкую, несложную в управлении и удобную для простого русского крестьянина.

В 1899 году на окраине села Балаково открывается «Чугунолитейный механический завод братьев Маминых», созданный стараниями Якова и его младшего брата Ивана. В 1903 году братья запатентовали своё главное изобретение – двигатель высокого сжатия, работавший на бакинской нефти.

Вскоре в Балаково прибыли представители английском фирмы «Горнсби-Акройд», считавшие что Яков Мамин совершил преступление и присвоил чужое изобретение. Яков Васильевич провел гостей на свое предприятие и объяснил принцип работы «Русского дизеля» – его простоту, дешевизну и практичность. После этого иностранцы сделали предложение купить предприятие, а Якову стать агентом их фирмы, на что получили отказ.

В Российской империи оценили преимущества отечественного дизеля, заказов стало больше, и в 1908 году братья решили разделить свой завод на два отделения. Первое (ныне Волжский дизель братьев Маминых) по жребию досталось Ивану, Яков же приступил к строительству собственного отделения на улице Николаевской (ныне Коммунистической). Параллельно во дворе собственного дома вместе с сыновьями Яков работал над созданием экспериментального трактора «Богатырь».

Весной 1913 года о новом русском тракторе Мамин сообщил в Московское высшее техническое училище, Петербургский технологический институт и министерство земледелия. Он просил выслать представителей для участия в испытании нового трактора.

1914 год стал для Якова знаковым. В этом году он выпустил свой первый трактор. В «Саратовском листке» от 28 сентября 1914 г. по этому поводу сообщалось: «На днях по улицам Балакова ходил 25-сильный трактор местного завода Я.В. Мамина. Производилась первая проба с четырьмя плугами, пока без нагрузки. Трактор имеет автоматический пуск машины сжатым воздухом. Завод предполагает вырабатывать тракторы 25 и 50 сил под названием «Русский трактор». Пока изготовлены четыре штуки».

Казалось, что настало время массового производства отечественных тракторов, но все планы разрушила Первая мировая война. Предприятие Маминых передали военному ведомству. Несмотря на режим военного времени, Яков Мамин не терял надежды прейти к массовому производству своих машин.

В период революционных событий на заводе был организован комитет из трех человек, взявший на себя обязанности администрации. Яков Мамин, не дожидаясь национализации, передал завод комитету, а свой большой новый дом отдал под контору. Семья перебралась в баню во дворе.

Через некоторое время рабочий комитет объявил Мамину, что целиком и полностью доверяет ему и поручает техническое руководство заводом. В декабре 1917 года на завод пришли правительственные телеграммы с сообщением, что правительство очень заинтересовано в изготовлении тракторов в России, просит подготовить предложения и приехать в Москву. После встречи с В.И. Лениным Якова Васильевича пригласили выступить в техническом совете Наркомата земледелия, где он познакомил членов совета с чертежами своего нового колесного трактора «Гном». Комиссия рассмотрела документы и посчитала проект «ценным вкладом» в развитие тракторостроения в республике. Наркомзем оформил срочный заказ: выпустить к 1 апреля 1922 г первые 20 машин. Домой Яков Мамин спешил, не помня себя от радости, но Самарский совнархоз, руководивший в то время промышленностью Балакова, отказался содействовать бывшему владельцу завода в восстановлении производства. Его лишили должности и даже не допустили на завод. После этого Яков Васильевич покинул родной город и переехал в соседний Марксштадт, где в 1924–1928 гг. стали производить первые колесные отечественные тракторы «Карлик». Вместе с ним туда отправились и другие балаковцы: сын Владимир Мамин, кадровые рабочие Н.М. Демин, М.И. Саванов, А.Ф. Никорюкин, С.М. Серебряков.

Вся эта непростая история прослеживается через подлинные предметы семьи Маминых. Особое место на выставке занимает рабочий стол, созданный в начале ХХ века. На нем подлинные чертежи трактора «Карлик», записки с указаниями по работе, что оставлял Яков Васильевич своему коллеге. В витринах фотографии коллектива завода, некоторые из работников совсем юные. Яков Мамин по-отечески заботился о талантливых и любознательных мальчишках, что приходили к нему работать. Например, Семен Михайлович Серебряков, благодаря участию Якова Васильевича, получил в Саратове образование чертежника и до самой старости проработал на балаковском предприятии конструктором. Несомненный интерес представляет макет трактора «Карлик», подаренный Семену Михайловичу на съемках программы «От всей души» в 1976 году. Модель 1:10 изготовлена Р.М. Красильниковым при участии А.А. Мамина (внучатого племянника Я.В. Мамина) и коллектива инструментального цеха завода имени Ф.Э. Дзержинского.

Этот подарок был создан не случайно. В 1923 году Яков Мамин и Семен Серебряков подписали договор. Семен Михайлович за 2 пуда муки и 900 000 рублей должен был в срочном порядке изготовить чертежи трактора, а, когда начнется их массовый выпуск, Яков Васильевич обещал передать действующую машину конструктору С.М. Серебрякову. Подлинник договора также представлен на новой выставке. Сейчас сложно сказать, что именно помешало Якову Васильевичу выполнить это условие, но вручение потомком Маминых обещанного трактора (пусть и макета) спустя 53 года стало обсуждаемым событием в Балакове.

Выставка раскрывает нам талантливый и неординарный образ творца Якова Мамина. Все его попытки вывести отечественное тракторостроение на новый уровень в разные периоды встречали множество бюрократических препятствий, но в итоге его вклад в техническую культуру сегодня сложно переоценить. Выставка содержит живые и эмоциональные воспоминания коллег о нашем земляке. Они передают азарт конструкторской работы и погружают зрителя в историю свершений и надежд Якова Мамина.