С 26 мая по 13 июня в Саратовском этнографическом музее экспонируется выставка «Капля воска». На ней представлено около 60 работ в технике художественной росписи ткани (батик). Авторами творений являются студенты Натальи Леонидовны Щербаковой, преподавателя АНПОО «Институт развития бизнеса и стратегий» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Примечательно, что на выставке показаны не только панно, платки, палантины, но и коллекция современной одежды по мотивам произведений художников XX века (Пикассо, Кандинский, Сарьян, Экстер, Руссо, Клие).
Самые ранние сведения об окраске тканей относятся к I веку нашей эры. Она была широко распространена в Японии, Китае, Египте, Африке. Наибольшего развития и художественно-эстетической ценности роспись ткани достигла на индонезийском острове Ява. В дословном переводе с яванского слово «батик» означает «рисование горячим воском». В классическом яванском батике мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным и подобранным колоритом. Цвет слоновой кости соединяется с оттенками коричневого и яркой синей краской индиго. Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной. Свой колорит и определенный набор рисунков передавались в семьях из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, но существовал запрет на повтор узоров, нанесенных на королевской одежде. В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика – одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: «С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделен волшебной силой».
Искусство росписи тканей принесло миру кимоно Японии, сари Индии, сарафаны России. Европа с ним познакомилась в начале XIX века, когда из английских колоний стали привозить ткани, украшенные таким способом. В России батик появился в первой четверти XX века, вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн», и развивался в основном в крупных городах – Москве, Ленинграде, Иваново.
Представленные на выставке работы выполнены способом «горячего батика». Еще в древности для создания узоров на ткани использовали смолу или нагретый воск. Их наносили на участки, не подлежащие окрашиванию, а затем все полотно опускали в емкость с красителем. С помощью данного технического приема получались эффектные фактуры, которые делали батик более живописным по цвету и разнообразию изображений.
Работая с батиком, каждый мастер может создать простой или сложный рисунок, а фантазия посетителей отправит их в путешествие по Вселенной или собственному мировосприятию.