Данные воспоминания о капитане Каперине записаны со слов его друга – бывшего сотрудника органов внутренних дел майора милиции Владимира Кирилловича Лисина.
На местной линии Саратов - Хвалынск с 1935 по 1948 год ходил пассажирский пароход «П.И. Баранов» под командованием прославленного волгаря Ивана Яковлевича Каперина. Поздней осенью 1941 года он получил спецзадание: доставить в Куйбышев, где располагалось командование Приволжского военного округа, мобилизованных в Саратовской области бойцов и командиров Красной Армии для переформирования перед отправкой на фронт. При подходе к Куйбышеву резко похолодало, по Волге пошел лед, а высаживать воинов капитану было предписано у причала на реке Самарке в черте Куйбышева. По каким-то соображениям военного начальства высадка на берег будущих фронтовиков была задержана, и когда пароход уже был готов вернуться на зимовку в Саратов, устье Самарки оказалось густо забито льдами. Ледокола, способного помочь «П.И. Баранову» выбраться из ледового плена, в Самарском затоне не оказалось. Приходилось полагаться только на собственные силы. Колесный пароход не был рассчитан на такие экстремальные маневры. Но в его машину стали поступить команды «Полный вперед!». Судно продвигалось на несколько метров в ледяном заторе, после чего тут же «отрабатывало» назад. Затем снова «Полный вперед!» и т.д. Весь этот трудный для экипажа день на капитанском мостике и в ходовой рубке провел И.Я. Каперин, хотя ночью его ждала собственная (капитанская) вахта. Прежде чем выбраться на «большую воду» машинной команде пришлось сменить четыре (!) комплекта деревянных колесных плиц (лопастей), так как они при ударе о лед предательски ломались. Как тут было не вспомнить добрым словом механика парохода – потомственного волгаря Александра Васильевича Косцова, который, услышав о предстоящем спецрейсе в Куйбышев, убедил капитана перед выходом из Саратова зайти в затон и «выбить» на судоремзаводе изрядное количество запасных плиц для колес. В 1942 и 1943 годах во время рейсов Саратов-Хвалынск «П.И. Баранов» неоднократно подвергался немецким бомбежкам, но И.Я. Каперину (а он всегда, независимо от времени суток, поднимался в эти тревожные минуты в ходовую рубку) каким-то шестым чувством удавалось уводить свое любимое судно от падающих рядом с ним в воду бомб.
После войны за свой самоотверженный труд Иван Яковлевич Каперин был награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями. После списания «Баранова» И.Я. Каперин был переведен капитаном на пассажирский пароход «Надежда Крупская», на котором проплавал до своей кончины в 1955 году.