Свадебные обряды поволжских немцев.
Вирфель Н.А.
Материалом данного исследования послужили результаты опроса поволжских немцев, собранные во время проведения молодёжной акции «Лицом к лицу с историей на Волге» при поддержке МСНК (Молодёжный Союз Немецкой Культуры) и ГТЦ (Общество Технического сотрудничества России и Германии). Участниками данной акции были потомки поволжских немцев, проживающих в разных областях бывшего Советского Союза. В процессе проведения экспедиции по бывшим немецким колониям реализовалась главная цель акции: познакомиться с историей и культурой исследуемых колоний исходя из рассказов непосредственных свидетелей, то есть жителей немецких сёл до 1941 года.
Сведения о прохождении немецких свадеб автор почерпнул в основной своей массе из воспоминаний российских немцев сёл Привольное (Warenburg) и Ровное (Seelmann) Ровенского района Саратовской области.
Свадьба у российских немцев на Волге по традиционным немецким обрядам праздновалась до 1930 года. Позже национальные особенности немецких свадеб практически исчезли.
В большинстве случаев
немцы женились рано; уже с 19 лет начинали задумываться о свадьбе. Если девушка до 25 лет не
выходила замуж, то её уже называли «старой девой». („Ausgesuchter Rest“)
Свадьбу праздновали обычно в выходные дни, иногда – во вторник или в четверг, для того, чтобы к концу недели привести дом в порядок. За несколько дней пере свадьбой родители жениха и невесты составляли список гостей. Субботу перед свадьбой молодые посвящали выбору свидетелей, обходя при этом всю деревню. Остальные приглашались специально снаряжёнными для этих целей людьми („Hochzeitsbitter“, „Hochzeitsläder“). Обязательными гостями становились не только близкие друзья молодой пары, но и «хорошие знакомые», соседи и, прежде всего, пастор, учителя и местная администрация. Приглашающие получали специальные посохи, к которым привязывались разноцветные ленты. Они сначала шли в дом невесты, так как она и её родители также входили в список приглашённых на свадьбу. Дальше группа шла из дома в дом строго по списку. В итоге приглашался и сам жених с родственниками. Из уст поволжских немцев в момент приглашения на свадьбу можно было услышать самые различные «напевы». Например, такой:
«Мы приглашаем вас от имени Йохана и Доротеи,
жениха и невесты,
которые позволили нам
сказать вам от их имени,
что они намерены в четверг
провести обряд бракосочетания
и были бы рады видеть вас в качестве гостей!
Каждый гость, как положено,
должен явиться в определённое время
в праздничном наряде.
Когда все соберутся,
все должны быть готовы
сопровождать жениха и невесту до церкви.
Затем пастор обвенчает пару с благословением,
После чего её провожают домой.»
Нужно отметить, что, принимая в каждом дворе по маленькой порции спиртного, оба приглашающие в итоге «валились с ног». Помимо рюмочки, они получали чаевые и ленту на посох.
За два дня до свадьбы в доме жениха, где праздновалась свадьба, всё стояло «вверх дном». С утра до ночи все были заняты делом: хозяева забивали скот, разделывали мясо и готовили напитки; хозяйки приглашали в помощь соседок и подруг: варили и пекли, тушили и жарили. Во второй половине дня молодые люди и девушки проезжали по деревне, их кони были украшены пёстрыми лентами. Они собирали у приглашённых гостей стулья, столы, лавки, тарелки, ножи, вилки, ложки – всевозможную посуду и приборы для праздничного обеда. Если приготовления заканчивались раньше запланированного, то устраивались предсвадебные «танцевальные вечеринки».
Наконец, наступал важный день в жизни молодых. Уже с восьми до девяти часов утра музыканты размещались перед домом жениха и играли три хорала. Это являлось знаком для гостей: «Приходите, всё готово!». Первыми гостями были молодые друзья и подруги со стороны жениха и невесты. Их главными атрибутами были ленты на фуражке и букетик цветов на груди у мужчин, букетик цветов с лентами или без них у девушек. Гости молодых приходили в дома жениха и невесты, где их угощали вином или водкой с пирогом. Затем вся толпа во главе с женихом прибывала в дом невесты, чтобы её забрать.
Наряд невесты был преимущественно синих или голубых тонов, в некоторых общинах преобладал даже чёрный цвет (ранее наибольшей популярностью пользовались белые и кремовые оттенки). Наряд был украшен искусственными яркими цветами, на груди также был закреплён большой букет, к которому крепились пёстрые ленты, развевавшиеся во время танца. Голову украшали свадебным венком (так называемый «Brautkranz», «Ufsatz», «Rosenkranz», «Schnatz»): большой жёсткий венок обёртывался цветной бумагой, с длинными негнущимися концами на спине. Весь венок был покрыт искусственными цветами, между которыми находились светлые и цветные жемчужины и шарики, которые издавали звуки при малейшем движении девушки. На венке закреплялся длинный белый шлейф. Позже вместо искусственных цветов стали использовать живые.
Жених прибывал со своей свитой в дом невесты и находил дверь закрытой. Он стучал в дверь, которую слегка приоткрывал отец и между ними происходит примерно такой разговор.
Жених: Доброе утро!
Отец невесты: Доброе утро, дорогой господин!
Что пожелаешь ты?
Ты пришёл как друг или враг?
Скажи, что ты хочешь?
… и закрывает дверь.
Жених:
Я пришёл к тебе не как враг,
Несмотря на то, что я не один.
Выслушай мои пожелания
И не сердись на меня!
и т. д.
В завершении разговора все запускались в дом. Но прежде, чем запевается хвалебная песнь, снова выдерживалась пауза. Вместо невесты глазам жениха представала ужасная старая женщина в грязных лохмотьях. «Лженевеста» разоблачается под всеобщие насмешки. Далее выходила более молодая, но чрезмерно полная женщина с большим куском чёрного хлеба в руках или, наоборот, очень худая, но с веретеном, которая хвалится своим умением прясти. Их ждала та же участь, что и первую гостью. Настоящую же невесту можно найти либо в соседней комнате, либо у соседей, но привязанной пёстрыми лентами к стулу. Её освобождали только благодаря «денежным вложениям» жениха. После этого она закрепляла справа на груди у жениха букетик цветов со струящимися до пола лентами, а гости угощаются вином, водкой и пирогами. Далее следовало благословение невесты на выход из родительского дома, чему посвящался особый обряд. Школьный администратор обращался с речью к молодым, их родителям, после чего читалась молитва и пелась песня. В помощь обязательно играла группа музыкантов.
После трогательной прощальной сцены выстраивалась в строгой последовательности свадебная процессия. Впереди шествовали приглашающие с посохами, за ними – музыканты, невеста со свидетелями, позади неё – жених со свидетелями, гости, родители, последним следовал стрелок, время от времени стрелявший в честь торжества. В итоге в свадебном доме все угощались водкой с пирогами.
Если невеста была из другой деревни, то её забирали на санях или в повозке. Здесь жениха на въезде в деревню поджидала свита со стороны невесты, которая не пропускала жениха без определённого выкупа.
В назначенное время свадебная процессия под колокольный звон двигалась к церкви. Музыканты играли хоралы «Jesu, geh voran!»(Иисус, приди!) или «Gott ist gegenwärtig» (Господь существует!). Не доходя до церкви, группа оставалась на улице.
Во время песнопения пара представала перед алтарём. Остальные гости занимали сидячие места. На протяжении обряда венчания жених и невеста стояли рука об руку, «чтобы ведьма между ними не пробежала и любовь не забрала.» По окончании церемонии невесте и жениху дарили библию, купленную для них родителями.
Чем дальше удалялись от церкви, тем более нарушался порядок следования колонны, тем более было шума и веселья. Пара в дверях дома принимала поздравления от родителей и гостей. Затем гости расходятся по домам и собираются уже к обеду. В тёплое время года стол для молодёжи накрывался в саду, старшие же оставались в доме. Для «высоких» гостей предоставлялась отдельная комната. Если кто-то задерживался, то за ним ехали на лошади либо жених и невеста сами ехали за ним. Для опоздавших был приготовлен в качестве штрафной (als „Zubiß“) фужер вина с хлебом и колбасой или с холодным мясом, который подносился со словами «За здоровье!» Когда все гости собирались, то пели песню – столовую молитву. Затем все садятся за стол с невестой и свидетелями во главе (жениха в данный момент ещё нет за столом). Свадебный стол одинаков и у бедных, и у богатых: овощной суп, баранина, рисовая каша с сахаром и маслом, или рисовый суп, клецки с мясом, мёдом. Свидетели предлагали различные блюда невесте, но её задача – от всего суметь отказаться.
Обед обычно проходил в полной тишине, и только по окончании проводилась игра, в которой осуществлялась продажа невесте одной из её туфель, украденной во время застолья и без которой невозможно танцевать главный свадебный танец «Tanzreihe». После аукциона появлялась так называемая «Hochzeitsmutter» (свадебная мать) и собирала деньги для невесты. В руке она держала тарелку, на которой лежала кукла-невеста. Затем появлялись музыканты, и тамада со скрипичным ключом собирал также для них деньги. Появившиеся новые герои сопровождали обед шутками и прибаутками. Кроме того, они приносили сгоревшее бельё и выдавали его за сгоревший фартук поварихи, которой требовалось дать вознаграждение за работу. Сам же хозяин с тарелкой и песенником в руках собирает деньги на религиозные и благотворительные нужды.
После обеда снова читалась молитва с благодарственным словом богу. Именно в этот момент приходит жених, уводит невесту и впервые обедал с ней в специально отведённой для этого комнате. В это время общая комната освобождалась для танцев, игр. Женщины наблюдали за молодёжью, сидя на лавках вдоль стен. В соседних комнатах находились родители, они пели, разговаривали.
Вечером молодые отправлялись кататься по деревне, старшие едут домой сменить наряды и решить неотложные дела. В доме в это время проветривали, убирали, готовили ужин: чай, кофе с пирогами и ветчиной. Затем продолжались танцы до полуночи.
Второй день свадьбы принадлежал старшему поколению. Он носит карнавальный характер. Один из обрядов такой: кухарки встречают в дверях гостей и умывают их. Для опоздавших хозяек было приготовлено наказание: провинившуюся сажали в корзину с сажей и выпускали только под торжественный марш в исполнении музыкантов. В течении дня гости обедали, ужинали, танцевали, играли. За ужином во время пения приходила женщина с метлой в руке и выгоняла всех из комнаты на кухню, в коридор, во двор и на улицу… Свадьба заканчивалась
Использованная литература:
1.
Wie die Wolgadeutschen Hochzeit feierten.
Gerda Stumpp//Heimatbuch der Deutschen aus
Rußland, S. 129-134 1956
2.
Der Wolgadeutsche im Spiegel seines Brauchtums.
Eduard Seib// Heimatbuch. S. 145-209. 1967ß1968
* Основные материалы являются результатом молодёжной акции «Лицом к
лицу с историей на Волге» в бывших немецких колониях, проведённой в июле 2001
года при поддержке Московского Немецкого Дома.