ИВАН
ХЛЕСТАКОВ И САРАТОВСКИЙ КРАЙ.
К.М.
Захаров
Филологический факультет Саратовского государственного университета.
Саратов занимает твердое и
заметное место в художественном пространстве лучших образцов русской
классической словесности. В свое время А.С. Грибоедов, точно обозначив место
жительства тетки Софьи Фамусовой, в глазах всей читающей России закрепил за
Саратовом репутацию «деревни, глуши». Неоднократно высказывались версии о том,
что именно наш город стал прототипом мифического Арбатова, откуда отправилась в
Черноморск (читай – Одессу) бравая компания детей лейтенанта Шмидта. Однако
особое место в саратовской литературной топологии играет бессмертная комедия
Н.В. Гоголя «Ревизор».
Изображенный Гоголем в пьесе сборный город, из которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», расположен от Саратова недалеко и очень интересуется делами саратовскими. Иначе как объяснить, что в письмах жителей уездного города о чиновниках «костромских и саратовских много говорится».
Именно Саратов, мифическая деревня Подкатиловка является родиной и конечным пунктом путешествия главного героя пьесы – Хлестакова. Более того, именно его саратовская прописка становится для Городничего и компании одним из решающих аргументов в пользу того, что Хлестаков – ревизор.
Бобчинский. …Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: "Кто, говорит, этот молодой человек?" - а Влас и отвечает на это: "Это", - говорит... молодой человек, чиновник, - да-с, - едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить"…"Э! - сказали мы с Петром Ивановичем. - А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию?" Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник… о котором изволили получить нотицию, ревизор.
Городничий (в страхе). Что вы, господь с вами! это не он.
Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же быть, как не
ему? И подорожная прописана в Саратов.
Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, ... да, так он и в тарелки к нам заглянул.
Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет? [1][i]
Паническое «помилуй нас, грешных» свидетельствует о том, что именно с этой минуты городничий не сомневается в ревизорской миссии Хлестакова. Таким образом, подорожная в Саратов, наряду со вниманием к трактирным тарелкам сняла окончательные сомнения в статусе приезжего. Очевидно, граница Саратовской губернии лежит столь близко, что задерживаться так долго в гостинице по пути туда простой путник не станет.
В следующем действии топография будет еще более уточняться.
Хлестаков: Да, если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой. Пехотный капитан сильно поддел меня: штосы удивительно, бестия, срезывает.[2]
И далее:
Хлестаков. Я еду в Саратовскую губернию, в собственную деревню.
Городничий (в сторону, с лицом, принимающим ироническое выражение). В Саратовскую губернию! А? и не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро.[3]
Таким образом, местоположение города, изображенного в комедии находится на маршруте следования Пенза – Саратов. Можно было бы по карте высчитывать возможные варианты, если бы Гоголь во многих письмах и статьях не говорил, что его «сборный город» – абстракция, вобравшая в себя типичные черты всей России. И, казалось бы, «точное» местоположение города – это очередная излюбленная мистификация создателя «Носа», «Ревизора» и «Мертвых душ».
Однако саратовское происхождение Хлестакова этим не отменяется, напротив оно снова и снова неким лейтмотивом проявляется в тексте комедии.
Из письма Хлестакову Тряпичкину: «Пиши ко мне в Саратовскую губернию, а оттуда в деревню Подкатиловку.»[4]
Так, Гоголь, никогда в жизни не бывавший в Саратовском крае, увековечил нашу город и губернию, сделав их родиной самого значимого и любимого своего героя.
В русской литературе есть много персонажей с твердо определенным «местом жительства». Так, многочисленные герои «Записок охотника» – яркие типажи Орловского края, купцы А. Островского тесно связаны с представлением о патриархальной Москве позапрошлого века, а персонажей рассказов И. Бабеля невозможно представить без яркого колорита Одессы. Такие образы передают характерные черты своей родины. Не значит ли это, что и в Хлестакове отразились некоторые свойства саратовцев, какими они виделись Гоголю: склонность к творчеству («Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь, наконец, пищи для души. Вижу: точно нужно чем-нибудь высоким заняться»[5]), богатую фантазию («У меня легкость необыкновенная в мыслях»[6]), любовь к театру («каждый день ты доставай в кеятр билет»[7]) и несомненный артистизм. А также незлобивость простодушие и добродушие. А что без царя в голове – так ведь не для того, комедия, чтобы умных изображать. Таковы законы жанра.
Между тем саратовцы до сих пор не распорядились тем богатством, которым одарил их один из величайших гениев русской литературы. Хлестаков может и должен стать – по праву памяти литературной – одним из главных символов нашего города и края. С этой целью с 1997-1998 г.[8] филологический факультет Саратовского государственного университета проводит приуроченные к Первому апреля – дню рождения Гоголя – веселые Хлестаковские фестивали, которые уже давно перешагнули рамки одной отдельно взятой образовательной структуры. В последнее время фестивали «Хлестаковская весна» и «Гоголь-моголь» объединяют студентов и аспирантов разных саратовских вузов, преподавателей и профессиональных актеров, музейных и библиотечных работников, поэтов и журналистов, словом всех, кто вслед за Иваном Александровичем готов повторить:
«Я влюблен.. Я не шутя вам говорю… Я могу от любви свихнуть с ума».
Любовь к «родному пепелищу» в крови у каждого саратовца. Вот почему, мы верим, придет черед и памятник Хлестакову в Саратове и (может быть даже виртуальному) Саратовскому Хлестаковскому музею. Появится Хлестаковский проспект, объявится конкурс на самое курьезное произведение журналистского искусства. Словом, придет времечко, и наш край окажется со своим великим литературным героем-земляком «на дружеской ноге».
1 апреля 2003.
[1] Гоголь Н.В. Полн.собр.соч.:В 14 т. М.;Л.: Изд-во АН СССР, Т.4. С.19-20.
[2] Там же. С.26.
[3] Там же. С. 35.
[4] Там же. С.92-93.
[5] Там же. С. 92.
[6] Там же. С.49
[7] Там же. С. 27.
[8] Горенок Н. Скромное обаяние Хлестакова. Почему в Саратове должен появиться памятник литературному герою// Саратов. 22 апреля. 1997. С.3.