ИЖЕВСКИЙ КРОКОДИЛ: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
И.И.Кобзев,
Удмуртский Государственный университет, г.
Ижевск
М.Б.Рупасова
Национальный музей Удмуртской Республики им.
Кузебая Герда
Города, как и
люди, имеют свое лицо свой характер, свою судьбу. Есть города дворцы и города -
музеи, города – порты и города - государства. Столица Удмуртии Ижевск имеет
весьма прагматическое и скучноватое определение: город – завод. Любители и
знатоки техники быстро увязывают его в своем сознании с автоматами Калашникова
и ружьями, автомобилями и станками, мотоциклами и бумагоделательными машинами.
Люди же далекие от сферы техники будут долго вызывать в памяти культурные и
исторические ассоциации, связанные с Ижевском. И скорее всего их не найдут.
Даже в
восприятии самих ижевчан «Ижевск – это типичный «соцгород» с довольно унылой
архитектурой, грязноватыми улицами, заводскими трубами, дымящими в центре
города.
Большинство
храмов снесено, уничтожены многие архитектурные памятники, а сохранившиеся –
выглядят неприглядно.
Долгое время
город, перенасыщенный предприятиями военно-промышленного комплекса, был закрыт
для иностранцев. Да и Меккой внутреннего туризма, по вышеуказанным причинам,
его считать было нельзя. Завеса секретности вызывала у ижевчан чувство
собственной значимости и поиском культурных смыслов города можно было особенно
себя и неутруждать.
Но вот
начавшаяся конверсия и перестройка открыли город всем желающим и оказалось, что
предъявлять гостям особенно и нечего. Устаревшие мотоциклы и автомобили
смотреть никто не желает. А ассоциировать себя только с раскрученным брендом
«Калашников» не очень хочется самим жителям. В это время по новому зазвучала
городская легенда об ижевских крокодилах.
Ижевск – один из
самых крупных на Земле оружейных центров – был возведен на костях сотен тысяч
крепостных, насильно переселенных сюда издалека. Он был основан петербургским
графом П.И.Шуваловым как заводское поселение в 1760 году и до 1918 года
назывался Ижевским заводом. Несколько раз недовольные жители Ижевска поджигали
его. Летом 1774 года Ижевск выгорел «до пошвы». В мае 1810 году пламя поглотило
значительную часть заводского села и только у окрестных полей остановилось. С
1824 по 1834 годы было совершено несколько дерзких нападений на Ижевский завод
с целью его сжечь. Даже в 1899 году обитатели окрестных сел и деревень, следуя
древнему поверью, что Ижевск есть порождение Сатаны, имели обыкновение плевать
в его сторону, проезжая мимо, а среди самих рабочих все еще сохранилось убеждение,
«переходящее из рода в род в ряду священных преданий, что Ижевск рано или поздно провалится сквозь землю».
(Вятские губернии ведомости, 15 июля 1899 г.).
С самого начала
завод повел себя агрессивно по отношению к девственной природе, впитывая энергию
насильно разорванного естественного ландшафта. Завод был построен в низине, на
уровне дна искусственного водохранилища. Через Угольные ворота в механическую
глотку завода свозился уголь из сжигаемых со всех сторон лесов. Пугаясь
огнедышащей утробы дымящегося зверя, поглощавшего неимоверное количество леса и
воды, язычники – удмурты бежали прочь целыми деревнями.
Мифологический
код Ижевска следует, вероятно, искать в названии реки Иж (Очш), восходящем к
имени водяного - подземного Оша. Изображение этого повелителя нижнего мира,
можно встретить на пермских (коми и удмуртских) языческих образках
средневековья. Один из шаманских образков был найден известным археологом
А.А.Спицыным в 1898 году близ камского устья реки Иж (бронзовая бляха, VI – VIII
в.в. Государственный Эрмитаж). Змей - бык имеет вид рогатого ящера,
напоминающего крокодила.
О пребывании на
берегах Ижа водяного – подземного Оша неизвестно ничего, за исключением
небольшого сообщения в приложении к «Вятским губернским ведомостям» от 15 июня
1899 года о том что «несколько ижевских обывателей видели… крокодила, который
обитает в бездонном омуте Карлутки и по временам выходит на ея брега»
Колыбель Ижевска
находится в нижнем мире: он родился в осушенном русле реки, перегороженной 600
– метровой плотиной на уровне крупнейшего в Европе в XVIII веке водохранилища. Поэтому
он был как бы под покровительством Преисподней. Предания о гибели Ижевска
напоминают легенды о смерти Петербурга, под которым шевелится нижний мир
смерти.
Дореволюционное
прозвище ижевцев – «ижевские крокодилы» - было поддержано большевистской
печатью в годы гражданской войны. Самую боеспособную дивизию, сформированную из
мятежных ижевских рабочих, Колчак рассчитывал бросить против красной Москвы.
Возможно, именно мятеж «ижевских крокодилов» против большевистской Москвы и лег
в основу повести М.А.Булгакова «Роковые яйца».
Змеи, гады,
крокодилы Достоевского и Чуковского, чудовища Н.Катерли, теряющие чешую в
коммунальных квартирах – естественные обитатели Петербурга. Они напоминают о
том, что мифологии Петербурга и Ижевска родственны и складывались под
значительным воздействием финского населения. Пространство этих городов,
пронизанное сеткой сакральных ориентиров и насыщенное архаическими традициями,
повлияло и на пришлое население.
Код, ключ к
разгадке Петербурга и Ижевска во многом восходит к общему источнику и связан с
обузданием водной стихии с нижним миром. Но Петербурга осмысливал эту связь
через искусство, а Ижевск стеснялся
движений души.1 Он любил конкретное.
«Туляки блоху ковали, а мы работали», любили говорить ижевские оружейники. Но
теперь другие времена, люди все больше задумываются о том, что раньше считали
лишним, бесполезным.
Время налагает
особые требования к уникальности, даже экзотичности, визитной карточки города,
«где делают автоматы Калашникова». Почему бы визитной карточкой в прошлом
закрытого года не быть таинственному ижевскому Ошу, «ижевскому крокодилу»?
Автомат Калашникова изображен на гербах двух африканских государств. Значит,
африканский крокодил просто просится в символику Ижевска. Снятие оков
секретности может явить миру достойную загадку тайны города, выросшего на
производстве орудий убийства. А к тайне, душе города можно отнестись и
серьезно, и с иронией. Только нельзя уважающему себя городу быть без мифа: лишенный
мифа город превращается в статистику.
Образ
воспитанного, отпускающего в небо светило крокодила Оша хорошо бы использовать
в качестве парковых и уличных скульптур, флюгеров в силуэте домов, сувениров и
талисманов, карнавальных масок, костюмов и эмблем. В основу их может быть
положено древнее произведение искусства – бронзовая бляха с Ошем из коллекции
Эрмитажа.
Водные феерии в
День Города сделали бы ижевского Оша любимцем детворы. Ведь неслучайно
резиновые и пластмассовые крокодильчики – популярные детские герои.
Проект герба Ижевска.
(худ. Э.Касимов)
Ажурная бляха VI – VIII в.в. сборы А.А. Спицина в
1898 году.
(д. Ныргында, Сарапульского
уезда). Бронза, литье.
Государственный Эрмитаж
Поиски
культурной идентичности Ижевска стали проблемой «которая осознана многими и
которую по разному пытаются решать».
Передовой отряд
идеологов нового осмысления культурного наследия города составили музеи, лицеи,
вузы. На ярмарке социоальных и культурных проектов ПФО «Саратов 2001» впервые
был заявлен проект «Промзона – территория культуры», автором которого стал
Республиканский музей изобразительных искусств.
В качестве
партнеров проекта выступили Национальный музей Удмуртской Республики и музей
истории и культуры г. Воткинска. Задачу преобразования «промзоны» в территорию
культуры музеи решили своими средствами: обращением к исторической памяти.
Образ Ижевска в изобразительном искусстве представил УРМИИ на выставке «Память
города». В день города 12 июня 2002 г. в Национальном музее открылась выставка
«Города начинались с заводов…». А 1-го сентября этого же аналогичную выставку
подарил горожанам Воткинский музей. Открытие каждой выставки сопровождалось
веселыми акциями.
Свой город
строили дети посетители УРМИИ. На их рисунках и макетах он был зеленым и
солнечным, в отличие от реального серого и задымленного города.
На площади перед
зданием Национального музея в День Молодежи студенты провели акцию «Чистые люди
– чистому городу». Акция тем более актуальна, что понятие «ижгрязь» стало
нарицательным еще в XIX веке. Непривычно очищенную от мусора площадь
расцветили яркие, веселые урны самых причудливых форм и узоров. А вечером на
«чистой площади» состоялся рок-концерт «чистых людей».
Но самую веселую
акцию придумали в Воткинске, мрачным символом которого стали баллистические
ракеты. Горожанам предложили придумать и сделать свои ракеты. И в день
презентации выставки по истории города на улицах перед музеем открылась
выставка самодельных ракет: из цветов и глины, пластилина и дерева, бумаги и
тканей. Ракеты – дети, ракеты зверюшки и даже ракета – Майкл Джексон. В
завершение акции огромная ракета из воздушных шаров взмыла в воздух. И странное
дело, смертоносное оружие, наполненное другим смыслом – забавного сувенира –
утратило свой устрашающий образ.
Может быть нечто
подобное произойдет и с образом ижевского крокодила? Городу, перенасыщенному
производством смертоносного оружия, просто необходимо формировать
культурно-символическое пространство «Почему бы Ижевску, создавая свой миф, не
стать городом веселого интеллектуального крокодила?»
В творческий
поиск брэнда города включились не только музейщики и студенты, но и школьники.
В Гуманитарном лицее стартовала проектная игра «Гуманитарный город»,
организованная в партнерстве с социологами УдГУ и Национальным музеем.
Какие только
брэнды не были рождены в проектах десятиклассников:
Ø Ижевск – город развлечений
Ø Ижевск – город
организованного времени
Ø Ижевск – город студентов
Ø Спортивная столица.
Ø Ижевск город рыжих и,
конечно же, не обошлось без крокодилов.
Использование
старого мифа об ижевских крокодилах в качестве культурного символа города очень
охотно поддерживается молодежной аудиторией и с некоторой опаской
воспринимается городской администрацией
Но так или иначе
очевидно, что молодое поколение ижевчан не хочет страдать от комплексов
культурной неполноценности. Оно, улыбаясь, расстается с прошлым и готовится к
преобразованию действительности ради своей будущей жизни именно в Ижевске –
городе веселого симпатичного крокодила.
1 О сходстве и различии Ижевска и Петербурга, параллелей их типографиях и мифологиях читайте в книге: Кобзев И.И. Ижевск – Петербург: Культурологические очерки. – Ижевск: издательство Удмуртского Государственного Университета (в печати).