ИЖЕВСКИЙ КРОКОДИЛ: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ

 

И.И.Кобзев,

 Удмуртский Государственный университет, г. Ижевск

М.Б.Рупасова

 Национальный музей Удмуртской Республики им. Кузебая Герда

 

По улице ходила большая крокодила…

Города, как и люди, имеют свое лицо свой характер, свою судьбу. Есть города дворцы и города - музеи, города – порты и города - государства. Столица Удмуртии Ижевск имеет весьма прагматическое и скучноватое определение: город – завод. Любители и знатоки техники быстро увязывают его в своем сознании с автоматами Калашникова и ружьями, автомобилями и станками, мотоциклами и бумагоделательными машинами. Люди же далекие от сферы техники будут долго вызывать в памяти культурные и исторические ассоциации, связанные с Ижевском. И скорее всего их не найдут.

Даже в восприятии самих ижевчан «Ижевск – это типичный «соцгород» с довольно унылой архитектурой, грязноватыми улицами, заводскими трубами, дымящими в центре города.

Большинство храмов снесено, уничтожены многие архитектурные памятники, а сохранившиеся – выглядят неприглядно.

Долгое время город, перенасыщенный предприятиями военно-промышленного комплекса, был закрыт для иностранцев. Да и Меккой внутреннего туризма, по вышеуказанным причинам, его считать было нельзя. Завеса секретности вызывала у ижевчан чувство собственной значимости и поиском культурных смыслов города можно было особенно себя и неутруждать.

Но вот начавшаяся конверсия и перестройка открыли город всем желающим и оказалось, что предъявлять гостям особенно и нечего. Устаревшие мотоциклы и автомобили смотреть никто не желает. А ассоциировать себя только с раскрученным брендом «Калашников» не очень хочется самим жителям. В это время по новому зазвучала городская легенда об ижевских крокодилах.

Ижевск – один из самых крупных на Земле оружейных центров – был возведен на костях сотен тысяч крепостных, насильно переселенных сюда издалека. Он был основан петербургским графом П.И.Шуваловым как заводское поселение в 1760 году и до 1918 года назывался Ижевским заводом. Несколько раз недовольные жители Ижевска поджигали его. Летом 1774 года Ижевск выгорел «до пошвы». В мае 1810 году пламя поглотило значительную часть заводского села и только у окрестных полей остановилось. С 1824 по 1834 годы было совершено несколько дерзких нападений на Ижевский завод с целью его сжечь. Даже в 1899 году обитатели окрестных сел и деревень, следуя древнему поверью, что Ижевск есть порождение Сатаны, имели обыкновение плевать в его сторону, проезжая мимо, а среди самих рабочих все еще сохранилось убеждение, «переходящее из рода в род в ряду священных преданий, что Ижевск рано  или поздно провалится сквозь землю». (Вятские губернии ведомости, 15 июля 1899 г.).

С самого начала завод повел себя агрессивно по отношению к девственной природе, впитывая энергию насильно разорванного естественного ландшафта. Завод был построен в низине, на уровне дна искусственного водохранилища. Через Угольные ворота в механическую глотку завода свозился уголь из сжигаемых со всех сторон лесов. Пугаясь огнедышащей утробы дымящегося зверя, поглощавшего неимоверное количество леса и воды, язычники – удмурты бежали прочь целыми деревнями.

Мифологический код Ижевска следует, вероятно, искать в названии реки Иж (Очш), восходящем к имени водяного - подземного Оша. Изображение этого повелителя нижнего мира, можно встретить на пермских (коми и удмуртских) языческих образках средневековья. Один из шаманских образков был найден известным археологом А.А.Спицыным в 1898 году близ камского устья реки Иж (бронзовая бляха, VI – VIII в.в. Государственный Эрмитаж). Змей - бык имеет вид рогатого ящера, напоминающего крокодила.

О пребывании на берегах Ижа водяного – подземного Оша неизвестно ничего, за исключением небольшого сообщения в приложении к «Вятским губернским ведомостям» от 15 июня 1899 года о том что «несколько ижевских обывателей видели… крокодила, который обитает в бездонном омуте Карлутки и по временам выходит на ея брега»

Колыбель Ижевска находится в нижнем мире: он родился в осушенном русле реки, перегороженной 600 – метровой плотиной на уровне крупнейшего в Европе в XVIII веке водохранилища. Поэтому он был как бы под покровительством Преисподней. Предания о гибели Ижевска напоминают легенды о смерти Петербурга, под которым шевелится нижний мир смерти.

Дореволюционное прозвище ижевцев – «ижевские крокодилы» - было поддержано большевистской печатью в годы гражданской войны. Самую боеспособную дивизию, сформированную из мятежных ижевских рабочих, Колчак рассчитывал бросить против красной Москвы. Возможно, именно мятеж «ижевских крокодилов» против большевистской Москвы и лег в основу повести М.А.Булгакова «Роковые яйца».

Змеи, гады, крокодилы Достоевского и Чуковского, чудовища Н.Катерли, теряющие чешую в коммунальных квартирах – естественные обитатели Петербурга. Они напоминают о том, что мифологии Петербурга и Ижевска родственны и складывались под значительным воздействием финского населения. Пространство этих городов, пронизанное сеткой сакральных ориентиров и насыщенное архаическими традициями, повлияло и на пришлое население.

Код, ключ к разгадке Петербурга и Ижевска во многом восходит к общему источнику и связан с обузданием водной стихии с нижним миром. Но Петербурга осмысливал эту связь через искусство, а  Ижевск стеснялся движений души.1 Он любил конкретное. «Туляки блоху ковали, а мы работали», любили говорить ижевские оружейники. Но теперь другие времена, люди все больше задумываются о том, что раньше считали лишним, бесполезным.

Время налагает особые требования к уникальности, даже экзотичности, визитной карточки города, «где делают автоматы Калашникова». Почему бы визитной карточкой в прошлом закрытого года не быть таинственному ижевскому Ошу, «ижевскому крокодилу»? Автомат Калашникова изображен на гербах двух африканских государств. Значит, африканский крокодил просто просится в символику Ижевска. Снятие оков секретности может явить миру достойную загадку тайны города, выросшего на производстве орудий убийства. А к тайне, душе города можно отнестись и серьезно, и с иронией. Только нельзя уважающему себя городу быть без мифа: лишенный мифа город превращается в статистику.

Образ воспитанного, отпускающего в небо светило крокодила Оша хорошо бы использовать в качестве парковых и уличных скульптур, флюгеров в силуэте домов, сувениров и талисманов, карнавальных масок, костюмов и эмблем. В основу их может быть положено древнее произведение искусства – бронзовая бляха с Ошем из коллекции Эрмитажа.

Водные феерии в День Города сделали бы ижевского Оша любимцем детворы. Ведь неслучайно резиновые и пластмассовые крокодильчики – популярные детские герои.

 

 

 


 

 



Проект герба Ижевска.

(худ. Э.Касимов)


 


Ажурная бляха  VI – VIII в.в. сборы А.А. Спицина в 1898 году.

(д. Ныргында, Сарапульского уезда). Бронза, литье.

Государственный Эрмитаж

 

Поиски культурной идентичности Ижевска стали проблемой «которая осознана многими и которую по разному пытаются решать».

Передовой отряд идеологов нового осмысления культурного наследия города составили музеи, лицеи, вузы. На ярмарке социоальных и культурных проектов ПФО «Саратов 2001» впервые был заявлен проект «Промзона – территория культуры», автором которого стал Республиканский музей изобразительных искусств.

В качестве партнеров проекта выступили Национальный музей Удмуртской Республики и музей истории и культуры г. Воткинска. Задачу преобразования «промзоны» в территорию культуры музеи решили своими средствами: обращением к исторической памяти. Образ Ижевска в изобразительном искусстве представил УРМИИ на выставке «Память города». В день города 12 июня 2002 г. в Национальном музее открылась выставка «Города начинались с заводов…». А 1-го сентября этого же аналогичную выставку подарил горожанам Воткинский музей. Открытие каждой выставки сопровождалось веселыми акциями.

Свой город строили дети посетители УРМИИ. На их рисунках и макетах он был зеленым и солнечным, в отличие от реального серого и задымленного города.

На площади перед зданием Национального музея в День Молодежи студенты провели акцию «Чистые люди – чистому городу». Акция тем более актуальна, что понятие «ижгрязь» стало нарицательным еще в XIX веке. Непривычно очищенную от мусора площадь расцветили яркие, веселые урны самых причудливых форм и узоров. А вечером на «чистой площади» состоялся рок-концерт «чистых людей».

Но самую веселую акцию придумали в Воткинске, мрачным символом которого стали баллистические ракеты. Горожанам предложили придумать и сделать свои ракеты. И в день презентации выставки по истории города на улицах перед музеем открылась выставка самодельных ракет: из цветов и глины, пластилина и дерева, бумаги и тканей. Ракеты – дети, ракеты зверюшки и даже ракета – Майкл Джексон. В завершение акции огромная ракета из воздушных шаров взмыла в воздух. И странное дело, смертоносное оружие, наполненное другим смыслом – забавного сувенира – утратило свой устрашающий образ.

Может быть нечто подобное произойдет и с образом ижевского крокодила? Городу, перенасыщенному производством смертоносного оружия, просто необходимо формировать культурно-символическое пространство «Почему бы Ижевску, создавая свой миф, не стать городом веселого интеллектуального крокодила?»

В творческий поиск брэнда города включились не только музейщики и студенты, но и школьники. В Гуманитарном лицее стартовала проектная игра «Гуманитарный город», организованная в партнерстве с социологами УдГУ и Национальным музеем.

Какие только брэнды не были рождены в проектах десятиклассников:

Ø     Ижевск – город развлечений

Ø     Ижевск – город организованного времени

Ø     Ижевск – город студентов

Ø     Спортивная столица.

Ø     Ижевск город рыжих и, конечно же, не обошлось без крокодилов.

Использование старого мифа об ижевских крокодилах в качестве культурного символа города очень охотно поддерживается молодежной аудиторией и с некоторой опаской воспринимается городской администрацией

Но так или иначе очевидно, что молодое поколение ижевчан не хочет страдать от комплексов культурной неполноценности. Оно, улыбаясь, расстается с прошлым и готовится к преобразованию действительности ради своей будущей жизни именно в Ижевске – городе веселого симпатичного крокодила.



1 О сходстве и различии Ижевска и Петербурга, параллелей их типографиях и мифологиях читайте в книге: Кобзев И.И. Ижевск – Петербург: Культурологические очерки. – Ижевск: издательство Удмуртского Государственного Университета (в печати).