НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: КОМПОЗИЦИЯ СУБКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОЛОДЕЖИ
Иванова А.И.
Саратовский государственный политехнический университет, Саратов
Молодежные движения, позднее отнесенные к
одной категории и закрепившиеся в массовом сознании под названием «неформалы»,
стали появляться в нашей стране с середины 50-х. Однако, это явление и по сей
день остается малоизученным, отчасти по причине недостаточного внимания специалистов к этой теме, отчасти благодаря
труднодоступности для изучения этой группы молодежи. Тем не менее, по нашим
данным, к «неформалам» себя относят до 4 % подростков и юношества (14-19 лет),
проживающих в городах.
Результаты проведенного нами анкетирования
показали, что 17,85 % неформалов школьного возраста обучаются в гимназиях и
лицеях, 46,42 % - в лицейских классах общеобразовательных школ, 32,14 % - в
обычных классах общеобразовательных школ, и лишь 3,57 % – в профессиональных
училищах. Среди же юношества – работают 11,76 %, обучаются в ВУЗах – 25 %, в
училищах культуры и искусства, художественных и музыкальных училищах – 22 %,
колледжах – 30,88 %, не обучаются и не
имеют постоянной работы – 10,29 %. К 21 году в ВУЗе обучается приблизительно каждый
третий неформал. На основании полученных данных мы можем утверждать, что
неформальную молодежную «тусовку» - явление, возникшее в лоне среднего и верхне-среднего класса, ее посещают
будущие представители интеллигенции и творческих профессий.
Имея достаточно схожие
мировоззрения, пристрастия, образ жизни и ценности, ребята, обучающиеся
в ВУЗах и колледжах общаются между собой, собираются в одном месте и образуют
«тусовку». Неформальная молодежная «тусовка» обладает своей специфической
культурой. Нормы морали и права,
ценности, эстетические взгляды, мировоззрение, формы общения людей здесь
разительным образом отличаются от принятых в господствующей культуре. Являясь
наследниками западных движений, таких как битники, хиппи, растаманы, а позднее
– панк и металлисты, неформалы составляют молодежную контркультуру. «Тусовка»,
как собрание единомышленников, является, с точки зрения социологии, социальной
группой.
В неформальной молодежной среде сложилась свои представления о композиции
субкультурного пространства. Феномены
культуры можно понять только в контексте целой культуры, мы предлагаем
классификацию, отражающую представления самих подростков о движениях и их
взаимосвязях (схемы № 1, 2, 3). Эти представления отражают, а зачастую и
определяют, характер межгруппового взаимодействия и взаимовлияния. В опросе, по
результатам которого была разработана классификация, приняло участие более ста
молодых людей из Саратова, Пензы, Астрахани, Волжского и других городов России,
относящих себя к субкультуре неформалов.
Схема 1.
Представления неформалов о субкультурном пространстве
Молодежная культура
Формалы Неформалы
Мажоры Гопники Представители
различных течений
_______________________________________
Гопники Мажоры
Неформалы
стиляги
хиппи
панки
металлисты
просто неформалы Контркультура (рокеры)
гранжеры
фанаты разных групп
сатанисты
анархисты
рэперы
брэикеры
экстрималы (роллеры,
скейтеры и т.п.)
Хип-Хоп
графити
культура (рэперы)
скинхеды
гопники
Согласно представлениям неформалов, внутри современной молодежной культуры существует разделение на «формалов» (гопников, или «нормальных пацанов и девчонок»; мажоров, или яппи) и «неформалов» (хиппи, панков, металлистов и т.п.). Причем, субкультуры рока и рэпа (хип-хопа) в данной работе и отнесены к одной группе – неформальных. Сами же подростки указывают на ряд различий между ними: рэперы относят себя к неформалам с рядом оговорок. В качестве сходных черт отмечают, что «любят выделяться», «тоже враждуют с гопниками», «не любят «попсы»», но в целом стараются отмежеваться от рокеров, называют их «они», нередко отзываются о них нелестно. Настаивают на том, что сами они принадлежат к Хип-Хоп культуре. Рокеры тоже отделяют «свою тусовку». Рэперов называют «мажориками» и к неформалам причисляют только «в некотором смысле».
"Тусовки"
разделены и «географически» - рокеры и рэперы собираются в разных местах, хотя
и расположенных близко друг к другу - в центре города. В Саратове рокеры
собираются на крыльце кинотеатра «Пионер», а рэперы - на другой стороне проспекта,
на крыльце магазина «Кристалл». В Пензе рокеры - на ул. Московской, рэперы -
на площади Ленина. Рэперы ходят на
дискотеку, а рокеры на «сейшн». Рэперским магазином считается «Фанатик», а
рокерский - «Готик».
Рэперы являются
субкультурой более близкой к доминирующей: говорят, что «в широких брюках все
сейчас ходят», имеют установку быть состоятельными, иметь деньги и материальные
блага, гораздо реже упоминают о конфликтах с родителями и сверстниками. У них
не популярны легенды о суициде, несчастной любви и другие сюжеты, популярные у
рокеров. Они никогда не были объединены в «систему» - некое общероссийское
нелегальное объединение.
В исследовании
методикой «Проективный перечень» приняло участие 30 неформалов (рокеров - 20
чел, рэперов - 10 чел). По результатам методики были выделены коллективные образы-символы этих движений. За
образ-символ принималась ассоциация, перешедшая границу случайного совпадения,
здесь - более чем у 3 испытуемых из 20. И составлена таблица коллективных
представлений о взаимосвязях и взаимоотношениях различных движений.
"Проективный
перечень" позволяет, на основе толкования символики, определить
эмоциональный заряд, вызываемый тем или иным словом. Старович указывает, что
сложность использования данной методики связана с трудностью понимания
индивидуальной и групповой символики[1].
В нашем исследовании были выделены общие тенденции в ассоциациях групп
подростков, так же нам помогло знание закрепившихся символов движений.
На основании анализа
символической продукции испытуемых, нами были выделены следующие тенденции:
1. ассоциации легче
возникают с названиями хорошо известных движений. Испытуемые быстрее подбирали
ассоциации к известным движениям, так же им было позволено в случае сильных
сложностей ставить прочерки, и количество прочерков в шкалах с малоизвестными
движениями, такими как растаманы, гранжеры и скинхеды, было больше.
Реперам малоизвестно еще и движение
анархистов. Чтобы возникла ассоциация необходимо иметь достаточно подробную
информацию о движении, а не только знать его название. Так удалось определить
движения, наиболее хорошо известные испытуемым. К ним относятся: стиляги,
хиппи, панки, металлисты и рэперы.
2. по результатам
методики хорошо прослеживается ин-групп и аут-групп эффект[2],
суть которых состоит в завышении оценки своей группы и занижении достоинств
чужой. При переходе от одной группы движений, относящихся к "рокерам"
в нашей классификации, к другой, относящейся к "хип-хоп культуре",
резко менялся характер выбираемых ассоциаций. Так, свою субкультуру рэперы в
графе "вид транспорта" обозначали марками машин, а с переходом к
рокерским движениям, называли "велосипед", "пешком", "тачку"
и т. п. Рокеры, подбирая ассоциации движениям своей субкультуры, называли
растения и животных, а перейдя к хип-хоп культуре называли насекомых и грибы.
Подобный результат
говорит о том, что субкультуры имеют границы в сознании подростков, очерченные
и на уровне семантических полей. Это и дало основания составить таблицу
коллективных представлений о взаимоотношениях движений. Движения, вызвавшие
одинаковые ассоциации, принимались за близкие в семантическом поле испытуемого.
Количество совпадений ассоциаций показаны в диаграмме (см. гистограммы № 1, 2).
По результатам можно выделить "близкие" и "далекие", по
представлениям неформалов, движения. Гистограммы составлены по ответам рокеров и рэперов отдельно, так
как в их представлениях о субкультурном пространстве имеются отличия.
В сознании как рокеров,
так и рэперов движения рэйверов, рэперов, брейкеров и экстремалов оказались близкими. Их связь можно проследить и по
результатам наблюдения: их "тусовки" собираются в одном месте: в
Саратове у магазина "Кристалл", в Пензе на площади Ленина, общаются.
Так же близкими оказались движения хиппи и растаманов, это отражает их
историческую связь: хиппи в 60-е были тем белым движением, которое поддержало
черное движение расты в Америке[3].
По представлениям
рокеров движение металлистов достаточно сильно связано с движениями сатанистов
и анархистов: результаты анализа культурного наследия показывают, что они
связаны единым музыкальным стилем и стилем графики - подражанием готике.
Металлисты, анархисты,
сатанисты и гранжеры, в понимании рэперов, составляют единую группу движений,
так же они имеют связь с движениями скинхедов и рэйверов, но полностью
отрицается их связь с хип-хоп направлением - нет совпадений ассоциаций. Есть
связь хип-хоп культуры с хиппи и растаманами, это объясняется сходными
идеологиями хип-хоп культуры и расты - борьбой черных за независимость[4],
и хиппи - как поддержавших эти движения. У неформалов же не обнаружено связей
стиляг, хиппи, растаманов, панков, сатанистов с хип-хоп культурой - эти
движения рокеры считают своими, не принадлежащими хип-хопу. Так же очень
небольшой оказалась связь анархистов, гранжеров и скинхедов с хип-хоп
культурой.
У реперов стиляги
вызвали ассоциации, имеющие связь со всеми остальными движениями, это результат
своеобразного понимания слова "стиль" на рэперской
"тусовке". "Стиль", "стильный" - есть слова,
которыми обозначается все модное, желательное. Здесь, мы полагаем, созвучие, а
не реальная связь вызвала поток сходных ассоциаций. Рэперы с трудом
представляют движение стиляг и их культурные особенности.
Наиболее часто
встречающиеся ассоциации повторяют символы движений - так, это собственно
символы движений или основной тип деятельности. Так, для панков - свинья, 12 из
30 ответов по обшей выборке: рокеров и реперов. Хиппи - солнце, 19 из 30;
ромашка, 10 из 30, конопля, 10 из 30, по общей выборке. Растаманы - конопля, 22
из 30. Металлисты - гитара, 18 из 30; мотоцикл, 11 из 30. Сатанисты - свершение
обрядов, 13 из 30. Гранжеры - гитара, 14 из 30. Скинхеды - бульдог, 7 из 30.
Рэйверы - дискотека, 14 из 30. Экстремалы - экстремальные виды спорта, 16 из
30. Так же существует ряд ассоциаций, не столь значимо повторяющихся, но все же
общих для группы.
Таким образом, в
сознании неформалов существуют модели субкультурного пространства, которые
могут быть прослежены как непосредственно - по результатам интервью или беседы,
так и косвенно - по результатам изучения семантических полей, в нашем
исследовании составленных по совпадению ассоциаций в методике "Проективный
перечень". Мы получили сходные результаты, применяя эти два вида методик,
что говорит о существовании устойчивых групповых представлений, отражаемых как
на сознательном, так и на бессознательном уровне. По представлениям неформалов,
существуют субкультура Хип-Хопа – включающая движения рэперов, брейкеров,
экстремалов, художников графити, и субкульутура рокеров, включающая хиппи,
панков, металлистов и т.п.. Представители этих субкультур противопоставляют
себя так называемым «гопникам» - носителям массовой культуры, - и составляют
современную молодежную контркультуру.
[1] Старович З, «Судебная сексология», М., «Юридическая литература», 1991.
[2] Арнсон Э., “Общественное животное”, М., “Аспект пресс”, 1999.
[3] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», М., «Наука», 1980.; Сосновский Н.А. «Культура растафари в зарубежной литературе: панафриканизм, Ветхий завет и рок» // RU.JAH.RASTAFARI;
[4] Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», М., «Наука», 1980.;