ТУРИЗМ И КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

М.Ю. Горбунова

Саратовский государственный технический университет

 

Туризм, в настоящее время, представляя собой многогранное явление, является объектом изучения многих наук: экономики, социологии, психологии, менеджмента. Это связано с тем, что туризм охватывает не только экономику разных стран, но и их культурное наследие, традиции, религию и ремесла. В данной статье туристическая индустрия рассматривается как мощный агент социального развития общества, своеобразный транслятор культурно-символического наследия.

Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. Однако, помимо огромного экономического значения он играет большую роль в расширении границ взаимопо­нимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами, поиском новых торговых партнеров. Все больше людей преодолевают пространственные барьеры в надежде приобщиться к иной культуре, получить новые впечатления. Тем самым туризм становится устойчивым элементом досуговой активности личности.

Туристы, приезжающие в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают социально-культурное воз­действие в результате контактов с местным населе­нием. Одним из положительных эффектов этого воздействия является обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои на­циональные традиции и культурные ценности.

В стремлении разнообразить свой досуг, человек охватывает все новые культурные ресурсы. Туристический бизнес осваивает новые территории и новые культурные пространства. Не секрет, что использование туристских ресурсов на рынках Европы и Северной Америки достигают своего предела, и взоры специалистов, предоставляющих туристические услуги, а также клиентов, которые эти услуги потребляют, обращаются к России. В связи с этим в последнее десятилетие в России развивается не только выездной, но и въездной туризм.

Однако рост туризма помимо развития экономики, освоения и поддержания культурной среды, вызывает некоторые негативные последствия, например, инфляцию, разрушение окружающей среды и нарушений традиций местного населения. Последнее связано с тем, что туристы своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления.

В процессе туристской деятельности неизбежно происходит взаимодействие с окружающей средой. Исходя из этого, возникает проблема туристского природопользования, в которой концентрируются все аспекты, связанные с загрязнением, восстановлением и охраной природных комплексов от пагубного влияния туристов и туристской инфраструктуры. Однако туризм не может развиваться без взаимодействия с окружаю­щей средой, что вызывает необходимость управления развити­ем туризма и его четкого планирования. Следовательно, необходима своевременная и всесторонняя оценка последствий  туризма, разработка туристической политики, которые позволили бы предупреждать разрушительное воздействие туризма и извлекать максимальную выгоду, увеличивать его положительное воздействие, которое включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и запо­ведников, сохранение лесов, освоение культурного наследия.

Саратовский регион обладает большим природным, историческим и культурным потенциалом, который может стать объектом туристического интереса. Этот факт признается многими специалистами туристического бизнеса г. Саратова, хотя на сегодняшний день по области показатели выездного туризма превышают показатели въездного. Перспектива развития въездного туризма в Саратовском регионе ставит ряд проблем и вопросов, которые носят не только экономический характер. Часть этих проблем была обозначена выше.

Останавливаясь в нашем городе, турист получает впечатление не только от потребления культурных ценностей, но и от города в целом. Очевидно, что грязные улицы, обветшалые дома и розничная торговля в центре города не будут способствовать созданию его положительного образа. По поводу данной проблемы уже много сказано и написано, однако она все также остается проблемой.

Развитие въездного туризма в Саратове неизбежно повлечет изменение городского пространства. Это связано с тем, что прием, обслуживание туристов предполагает развитие досуговых учреждений, кафе, ресторанов, гостиничного бизнеса, а также создание информационной структуры. Качество городского пространства с точки зрения туриста определяется наличием в нем информационной сети, которая позволяет быстро ориентироваться в незнакомом городе. Ошибочно думать, что как только в нашем городе будет достаточно туристов, начнется развитие информационных сервисов. Об их создании городским властям необходимо задуматься сейчас.

Другим вопросом развития туризма как социокультурного явления и как доходного бизнеса является обеспечение качества туристской деятельности. В индустрии туризма и гостеприимства служащие – самый важный компонент воздействия на рынок. Повышение качества обслуживания напрямую зависит от профессионального уровня принимаемых на работу специалистов. Даже незначительные просчеты, связанные с кадровой политикой, могут оказать большое влияние на качество товаров и оказываемых услуг. Огромное значение, таким образом, приобретает подготовка квалифицированных кадров для индустрии туризма и гостеприимства, освоивших контекст профессиональной деятельности. Повышение профессионализма сотрудников туристических фирм имеет ряд аспектов:

1. Подготовка по специальности «Социокультурный сервис и туризм (СКС)» осуществляется в трех саратовских вузах. Однако, не все выпускники могут успешно трудоустроиться, адаптироваться в практической деятельности и тем самым, изменить ситуацию изнутри. В большинстве случаев это объясняется тем, что выпускники вузов, получая определенный набор знаний в соответствии с профессиональной подготовкой, практически не имеют навыков по применению этих знаний на практике.

 2. Отсутствие профессионального образования у многих «практиков» турбизнеса ведет к тому, что развитие туристической деятельности идет методом проб и ошибок, практически во всех фирмах отсутствует стратегической планирование. Очевидно, что сотрудники туристических фирм нуждаются в повышении квалификации, но повышать ее они не спешат. Это подтверждает опыт (в организации таких курсах) кафедры менеджмента туристического бизнеса СГТУ.

Эти и многие другие проблемы, связанные с подготовкой специалистов для туристической отрасли, призван решать проект учебно-практического комбината «Туризм», который разработан специалистами ООО «Ювента-тур» в сотрудничестве с кафедрой менеджмента туристического бизнеса СГТУ, и который в скором будущем начнет осуществляться.

Итак, туризм как социокультурное явление способствует сохранению культурного наследия, обмену культурной информацией, но его развитие поднимает многие вопросы и проблемы, часть которых обозначены в этой статье.