ЦЫГАНЕ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ.
Фрибус Татьяна Юрьевна.
Музей этнографии, г.
Саратов.
В современном крупном городе, где практически вышла из
употребления национальная одежда, и по внешнему виду человека далеко не всегда
можно определить его этническую принадлежность, среди массы людей, тем не
менее, можно почти безошибочно узнать цыган. Визуально представителей этого
народа отличает целый ряд признаков. Во-первых, цыгане устойчиво сохраняют свои
национальные традиции в ношении одежды, во-вторых, они не стараются соблюдать
установленные правила поведения в общественных местах, и в-третьих, крайне
редко можно встретить цыгана или цыганку, идущих в одиночку: они передвигаются
по городу, как правило, группами.
Необходимо отметить, что существует несколько этнических
групп цыган, различающихся по многим признакам. Живут они не только в городах,
но и в сельской местности, однако именно город является основным объектом их
промысла. Поведение цыган в городе имеет свои закономерности. Так, каждая
этническая группа избирает себе для промысла определённые места. Между собой
эти группы стараются не вступать в контакт, и каждая зарабатывает деньги своим
способом. Кроме того, этнические группы цыган различаются и чисто внешне по
особенностям причёски, элементам одежды и способам её ношения. Зная присущие
той или иной группе особенности и неписаные правила поведения в большом городе,
их можно легко различать.
На улицах Саратова в настоящее время чаще прочих можно
встретить представителей четырёх этнических групп этого народа: цыган-котляр,
цыган-влахов, русских цыган и цыган-люли. Материал для исследования собран в
результате наблюдения за их поведением на протяжении ряда лет, а также
непосредственного контакта с их представителями.
Котляры - самая многочисленная цыганская этническая группа, сформировавшаяся в середине XIX века на границе Венгрии, Румынии и Молдавии. В настоящее время они проживают во многих регионах России. Обычно котляры покупают земельный участок вблизи крупного города и застраивают его домами. Объединение семей, проживающих на определённой территории, представляет собой табор. По свидетельствам самих котляр, Саратов и Саратовский район они избрали местом постоянного жительства с 50-х годов ХХ века. В 1950-60-х гг. котлярский табор располагался близ Муравлёвки (ныне заводской район Саратова), в 70-х гг. - на окраине города Энгельса Саратовской области, в 80-е-начале 90-х гг. - в Комсомольском посёлке (южная окраина Саратова). С конца 1990-х гг. по настоящее время котляры живут в посёлках Дубки, Клещёвка и Сторожёвка Саратовского района. При этом в их среде постоянно происходит миграция: одни семьи по своим причинам покидают табор, другие приезжают и строят себе дома рядом с существующими. Однако часто прибывшие в Саратов котлярские семьи не имеют материальной возможности построить собственный дом. В этом случае они снимают дома в частном секторе посёлков Агафоновка и Пролетарка в черте Саратова. Именно эти районы были облюбованы котлярами несколько десятилетий назад для съёма жилья. Предпочитая селиться компактно, живущие вне табора семьи подыскивают здесь себе жильё и по сей день.
Традиционным занятием котлярских женщин является гадание.
Если в 1980-х годах излюбленными местами их промысла являлись Привокзальная
площадь и Набережная Космонавтов, то с конца 1990-х годов по настоящее время
они "работают" главным образом на территории близ Сенного рынка и
отрезке улицы Чапаева близ Главпочтампта. Несколько реже их можно встретить
возле стадиона "Локомотив", на аллее вдоль торговых рядов между универмагом
"Торговый центр" и площадью Ленина, а также в районе конечных
остановок трамвайных маршрутов N 8 и 9.
Котляры строго придерживаются национальных традиций
относительно внешнего вида женщины и её костюма, таким образом котлярку
визуально можно легко отличить от представительниц других этнических групп
цыган. Одежда замужней женщины включает 3 характерных элемента: косынку, юбку и
фартук.
Причёска и способ ношения косынки у котляр имеют ряд
особенностей. Длинные волосы распределяются на прямой пробор, закручиваются по
бокам жгутом и заплетаются в две косы. Косынка при этом слегка сдвигается на
лоб, закручивается по бокам и завязывается на затылке таким образом, чтобы её
длинные концы свисали до середины спины. Однако со второй половины 1990-х годов
у котляр получила распространение другая причёска, очевидно заимствованная у
других этнических групп. Волосы зачёсываются назад и собираются на затылке в
узел, вокруг которого обматывается косынка. Такую причёску делают себе в
основном молодые женщины до 35 лет. Завязывать косынку под подбородком
котляркам полагается в единственном случае - в случае смерти близкого
родственника. Тогда с первого взгляда на женщину становится понятно, что в
семье несчастье.
Котлярская юбка (кэтэрынца или ротя) в длину достигает
женщине до щиколоток и собирается на талии в мелкую складку. Соединительный шов
находится спереди, однако он может и отсутствовать. Шьётся юбка из куска ткани
длиной около трёх метров и завязывается на талии спереди при помощи длинных
концов пояса.
Фартук (фелиш) - обязательный элемент костюма замужней
женщины. Он шьётся из куска ткани несколько меньшей длины, собирается в такую
же мелкую складку, что и юбка, и завязывается на талии сзади. Длина фартука
обычно равняется длине юбки. Наличие либо отсутствие оборки, равно как и выбор
материала зависят от локальной моды. У саратовских котлярок оборка обычно
отсутствует. В качестве материала они предпочитают шифон, вместе с тем в
2001-2002 г.г. у них вошёл в моду искусственный бархат.
Поскольку ни юбка, ни фартук не содержат карманов,
цыганки шьют себе дополнительно небольшие передники, которые носят под
фартуком. Передник, обычно полукруглой или прямоугольной формы, украшается по
краям оборкой и содержит большой карман, в который женщины складывают деньги и
предметы туалета. Такие передники носят цыганки практически всех этнических
групп.
Если юбку, фартук и передник котлярки шьют своими руками,
то кофты они носят преимущественно покупные, предпочитая модели свободного
покроя и избегая облегающих с закрытым горлом. Главное требование к кофте -
чтобы они закрывали руки цыганки не менее, чем на четверть.
Незамужние же девушки носят любую одежду, за исключением
той, что полагается женщинам, состоящим в браке. Примечательно, что у котляр в
женской одежде недопустим чёрный цвет, так как он считается цветом траура.
Мужской цыганский костюм к настоящему времени практически
у всех этнических групп утратил самобытные черты. Мужчины носят современную
одежду фабричного пошива. Однако и здесь есть специфическая этическая норма:
ноги мужчины должны быть полностью закрыты, по этому мы никогда не встретим
цыгана в шортах.
Если котляры живут и промышляют в Саратове уже на
протяжении нескольких десятилетий, то влахи здесь бывают наездами. Этническая
группа влахов (самоназвание валахуря) сформировалась к середине XIX века на
территории княжества Валахия. В Россию они, как считается, проникли в конце
того же века с территории Румынии. Современные влахи, как и котляры, проживают
во многих регионах России и ближнего зарубежья. Если их мужчины работают в основном
по месту жительства, то женщины часто выезжают на промысел в соседние либо
отдалённые областные центры. Основным их занятием является попрошайничество.
Как правило, влахи, живущие в определённой местности,
избирают себе и определённые крупные города для промысла. Так в Саратов
регулярно, в среднем два раза в год, приезжают влашки из Астраханской области,
а так же состоящие с ними в родстве жительницы Аткарского района Саратовской
области. Реже, примерно раз в 2-3 года, здесь появляются влашки с Украины,
которые в последние несколько лет проживают в г. Донецке. На ночлег влахи
обычно располагаются в районе привокзальной площади либо снимают жильё в районе
автовокзала. "Работают", т. е. просят милостыню они обычно на
проспекте Кирова, в сквере "Липки", в здании Сенного и Крытого рынков
и на территории прилегающих торговых рядов, а так же рядах близ Торгового
центра. В дополнение к попрошайничеству влашки иногда предлагают за
вознаграждение снять сглаз или порчу. Однако эти услуги они предлагают лишь
избранным, т. е. тем, кто на их взгляд кажется наиболее щедрым и легковерным.
Излюбленное место отдыха влашек - скамейки у фонтана возле здания городского
цирка и близлежащий сквер.
По внешнему виду цыганки-влашки значительно отличаются от
котлярок. Во-первых, в этой этнической группе отсутствуют жёсткие правила
ношения косынки, она может быть завязана любым способом. Чаще всего,
отправляясь просить подаяние, влашки завязывают косынку спереди, при этом узел
может находиться не под самым подбородком, а несколько ниже. Часто они
обматывают платок вокруг шеи, прикрывая при этом часть подбородка. Существует и
специфически-влахский способ ношения косынки. Правый её конец подгибается и
кладётся под подбородок с левой стороны, аналогичным образом левый конец
кладётся с правой стороны. В свободное же от "работы" время, в кругу
своих, молодые женщины чаще завязывают косынку сзади. В отличие от котляр, у
влахов допускается и ношение косынки незамужними девушками.
Во-вторых, влашская юбка отличается от котлярской более широкой складкой и обязательным наличием соединительного шва. Фартук в их костюме отсутствует, однако они неизменно носят украшенные оборками передники с карманами, куда складывают подаяние. Если у котлярской женщины, как правило, передника не видно, так как он спрятан под фартуком, то влашка надевает его поверх юбки.
Примечательно, что традиционную цыганскую юбку в складку,
сшитую своими руками, влашки носят только в своём таборе. Отправляясь же на
заработки, они надевают старую одежду, выпрошенную у местного населения кофты,
юбки платья и халаты любого фасона за исключением коротких и облегающих. Обычно
на просящих милостыню влашках бывает надето по нескольку кофт и юбок, поверх
которых они часто надевают ещё и домашний халат.
Отличает влашек и другая характерная деталь - способ
ношения маленьких детей. Женщина укладывает ребёнка в большой платок, который
перекидывает через плечо и завязывает концы у себя на шее.
Приехав в город на заработки, влашки обычно живут в нём
несколько недель, после чего уезжают к месту постоянного жительства.
Если котляры и влахи представляют так называемую
восточноевропейскую ветвь цыган, то русские цыгане (самоназвание русска рома),
как ни странным кажется на первый взгляд, относятся к ветви западноевропейской.
Дело в том, что эта этническая группа происходит от группы синти,
сформировавшейся в западной Европе в позднее средневековье. На рубеже
XVII-XVIII веков часть цыган-синти с территории Германии и Швеции перекочевала
в Россию. Таким образом представители этой группы вступили в контакт с русским
населением почти на полтора столетия раньше котляр, влахов и некоторых других
групп, за что и получили от последних прозвище "русские" а затем
стали и сами так себя называть.
Наблюдения за русскими цыганами, которые периодически то
появляются в Саратове, то покидают его, показывают, что представители этой
группы отличаются более высокой мобильностью и склонны к частой перемене мест
жительства. Вместе с тем замечено, что в Саратов регулярно приезжают одни и те
же семьи, что говорит о том, что у определённого кругах русских цыган
существует и круг облюбованных для временного проживания городов. Обычно семьи
русских цыган покупают или снимают жильё в различных районах города. Такой
привязанности к определённым районам, как у котляр, мы здесь не наблюдаем.
Русские цыгане, пожалуй, далее других этнических групп
отошли от национальных традиций в ношении одежды. Их требования к последней
сводятся к необходимому минимуму: наличие косынки, длинная юбка (цвет и фасон
значения уже не имеют) и кофта, рукава которой закрывают руки не менее, чем на
четверть. Нередко русские цыганки надевают халаты, а деньги и мелкие предметы
носят в карманах уже упомянутых передников. Для промысла в Саратове они
стараются выбирать такие места, где в данный момент отсутствуют котлярки и
влашки. Такой прочной привязанности к местам промысла, как у последних, в среде
русских цыган не наблюдается.
Как уже отмечалось, между собой разные этнические группы
цыган стараются не вступать в контакт. Межгрупповые браки заключаются крайне редко,
однако всё же имеют место. Так, недавно проживающая в Саратове семья русских
цыган породнилась с семьёй котляр. Теперь женщины этих двух семей ходят на
заработки вместе. Однако котлярка, вошедшая в семью русских цыган, в настоящее
время одевается в соответствие с традициями своей этнической группы.
С 1990-х годов в Саратове стали периодически появляться
цыгане-люли (самоназвание мугат). По происхождению люли - потомки тех цыган,
которые осели на территории Средней Азии сразу после исхода из Индии в V-VIII
вв. н. э. В настоящее время они проживают на территории Таджикистана и
Узбекистана, исповедуют ислам и придерживаются мусульманских традиций в ношении
одежды. Вместе с тем часто средства к существованию они добывают традиционно
цыганским способом - попрошайничеством. После распада СССР материальное
положение люли у себя на родине ухудшилось, и в теплое время года они стали
выезжать целыми семьями на заработки в наиболее крупные города России. Обычно
люли разбивают палатки либо занимают пустующие здания на окраине города.
Мужчины с детьми ходят по домам, прося у местного населения еду и одежду.
Женщины же, тоже с детьми, просят милостыню, сидя на тротуаре в оживлённых
местах города. Русским языком они, как правило, владеют плохо и так же плохо
ориентируются в городе. Если отношение местных властей и правоохранительных
органов к представителям этой этнической группы достаточно лояльно, люли могут
задержаться в городе на несколько месяцев и даже пережить зиму. В этом случае
мужчины пытаются устроиться на временную работу и снять для своих семей жильё.
Заработав необходимое количество денег, люли отбывают к месту постоянного
жительства. Ни гаданием, ни другим способом заработка, основанном на людском
доверии и ловкости рук, люли не занимаются. В контакт с другими этническими
группами цыган они, как правило, не вступают.
В Саратове, как и в любом крупном городе, порой
одновременно промышляют представители нескольких цыганских этнических групп, и
жители города далеко не всегда замечают разницу между ними. Особенно же
печально, что этой разницы не знают работники правоохранительных органов, к
которым нередко обращаются потерпевшие, пожелавшие узнать свою судьбу и
легковерно раскрывшие кошелёк перед цыганкой. Таким образом, знание
особенностей внешнего вида и поведения в городе представителей разных
этнических групп цыган интересно не только с познавательной точки зрения, но и
имеет практическую значимость.